– Имеется ли статистика, какие санкции и сколько введены против России?
– Да, есть опубликованный 16 июня обстоятельный доклад Центра новой американской безопасности (CNAS), посвященный экономическим мерам против России после начала конфликта на Украине в 2022 году. Его авторы – Эмили Килкриз, Джейсон Бартлетт и Мейсон Вонг – подсчитали, что в банковской сфере введено 229 санкций, в энергетике - 8, в технологиях - 32, в обороне и транспорте – 480. Есть и персональные санкции в отношении российской элиты и олигархов - 663.
На сегодняшний день, отмечено в докладе, одним из наиболее значимых действий было наложение санкций на Центральный банк России со стороны «Большой семерки» и других экономик, которые фактически отрезали Россию от доступа к активам, деноминированным в валютах. В общей сложности администрация президента США Джо Байдена ввела более 1500 дискретных санкций в отношении более 800 целей, связанных со спецоперацией.
Кроме того, почти 1000 иностранных компаний «самосанкционировались», закрыв или свернув свою деятельность в России, что, по их мнению способствовало финансовой изоляции Москвы от мировой экономики. Но изолировать 11-ю по величине экономику мира не удается, что и вызывает пока тихую панику у «тихих» американцев.
- После начала российской военной спецоперации на Украине новые санкции против России вводились ведь не сразу, а «порциями»...
– Да, их вводили пакетами или волнами. Получился настоящий шторм.
– И сколько было таких «волн»?
– Восемь. Первая волна - реакция на признание Россией Донецкой и Луганской республик. Вторая - крупные банковские санкции и экспортный контроль в ответ на спецоперацию России на Украине. Третья - персональные санкции в отношении главы государства и элит, ЦБ и SWIFT. Четвертая - дополнительные санкции в отношении Беларуси, контроль за экспортом нефти и газа и новые включения в списки юридических лиц. Пятая - запреты на российскую нефть и газ. Шестая - отмена преимуществ России в многосторонних экономических организациях и дальнейшие торговые и инвестиционные ограничения. Седьмая - санкции в отношении депутатов Государственной Думы РФ и самой Госдумы. Восьмая - дополнительные санкции полной блокировки в отношении российских финансовых институтов, инвестиций, государственных предприятий, элиты и некоторых видов импорта энергоресурсов. Возможно, будет и «девятый вал».
– Юрий Николаевич, вы упомянули, что санкций в области энергетики наложено всего 8. Хотя шуму вокруг наших нефти и газа – больше всего. Почему?
– На самом деле таких санкций мало по количеству, но они самые весомые по значимости. Разве сравниться арест яхты какого-нибудь олигарха с отказом от импорта нефти?
Запад действительно основное внимание уделяет воздействию на энергетический сектор России. И в то же время панически боится воздействия на себя самого. В докладе CNAS говорится, что «зависимость Европы от энергоносителей, импортируемых из России, в основном от нефти и природного газа, позволила Москве продолжать финансировать свою военную операцию на Украине. В то же время Россия может проявлять все большую готовность использовать свои энергетические рычаги воздействия на Европу в качестве оружия, как она начала делать с Польшей и Болгарией, усиливая потребность в срочном развитии альтернативных источников энергии».
– А что Россия сделала с Польшей и Болгарией?
– То, чего они и добивались, - стала сокращать поставки энергоносителей. В докладе говорится, что «в конце апреля «Газпром» приостановил экспорт газа в Польшу и Болгарию из-за их отказа платить за поставки в рублях. Однако Варшава заявила, что есть «варианты получения газа от других партнеров», и что Польша «много лет назад приняла некоторые решения, чтобы подготовиться к такой ситуации», что свидетельствует об уверенности страны в своей экономической устойчивости для поиска альтернатив российскому газу. Хотя София также объявила о поиске альтернативных источников энергии, в настоящее время Болгария полагается на «Газпром» в плане поставок более 90% газа. Это вызвало обеспокоенность во всем ЕС, особенно в Центральной Европе, где такие страны, как Чешская Республика, почти полностью зависят от российского газа в качестве источника энергии».
Они сами признают, что антироссийские санкции погрузили Европу в энергетический кризис.
«Возмездие Москвы может свидетельствовать о том, что Россия рассматривает дальнейшие санкции в энергетическом секторе как неизбежные и стремится максимизировать ущерб в Европе, прекратив поставки до того, как Европа будет готова переключиться на альтернативы», - возмущаются докладчики.
– И кто в Европе наиболее ощутил «возмездие Москвы»?
– Да практически все. Так, Bloomberg сообщает, что из-за уменьшения поставок газа Россией и роста цен на энергоносители в Германии счета за газ могут вырасти в три раза. Компании готовятся сократить или вовсе остановить производство.
Риски не ограничиваются только лишь рецессией, холодом в домах предстоящей зимой и остановкой заводов. Германия десятилетиями процветала благодаря дешевому газу из России. Ответом на потребности растущей экономики чаще всего становился новый трубопровод в Россию.
Эта эпоха закончилась, и самые разные компании, от BASF до Volkswagen, вынуждены смириться с новой реальностью.
Несомненно, у Германии есть решение проблемы – к примеру, вновь запустить угольные электростанции и перейти с одного вида топлива на другое в различных промышленных процессах.
– А как же столь лелеемая на Западе экология, «зеленая» энергетика?
– Переход на доступную по цене возобновляемую энергию займет много лет. Компаниям, производящим металлы, бумагу и даже продукты питания, возможно, придется сократить или даже закрыть производственные мощности в Германии. Согласно новым расчетам, для достижения цели правительства по заполнению газовых хранилищ на 90% к ноябрю потребуется 115 дней. Но для этого необходимо, чтобы темпы поставок сохранялись на нынешнем уровне, а это крайне маловероятно. Столкнувшись с весьма мрачными перспективами, 23 июня.
Германия, которая до сих пор получает треть своего газа из России, повысила уровень чрезвычайного плана по газу до второго из трех возможных. Если дефицит усилится, власти Германии могут прибегнуть к нормированию поставок.
Компания Uniper, крупнейший импортер российского газа в Германии, уже предупредила, что она может столкнуться с трудностями в выполнении контрактов с местными коммунальными предприятиями и производителями, если Москва продолжит ограничивать поставки.
Этот кризис распространился далеко за пределы Германии. Он уже затронул 12 стран-членов Евросоюза, а 10 стран выпустили ранние предупреждения в рамках законодательства о безопасности газовых поставок. Рост потребности Европы в сжиженном природном газе также нанесет удар по более бедным странам по всему миру, поскольку теперь им приходится активнее конкурировать за поставки.
Союзники США по санкциям признают, что они в большей мере ударили по самим европейским странам, чем по России. Это подтвердил и президент России Владимир Путин во время открытия Экономического форума в Санкт-Петербурге.
Он назвал убийственную цифру: прямые потери и ущерб, которые понесли страны Евросоюза в результате введения санкций против России, достигли 400 миллиардов долларов.
– И, тем не менее, они отказываются от наших поставок?
– Англосаксы, как всегда, сдвурушничали и подставили своих союзников. Напомню, 8 марта президент Байден подписал указ, запрещающий импорт российской нефти, сжиженного природного газа и угля в США и запрещающий участие США в финансировании российской энергетической отрасли. Импорт США составляет менее 10 процентов всего экспорта России.
Некоторые союзники США также запретили импорт или предприняли шаги, чтобы в конечном итоге запретить российскую энергию. Незадолго до Вашингтона Великобритания объявила о постепенном отказе от импорта российской нефти к концу года, а Канада объявила о полном запрете на свой, по общему признанию, незначительный импорт российских энергоресурсов.
Они могли себе позволить сделать эти символические шаги, ни одна из этих стран не является крупным импортером российской нефти. Канада ежегодно импортирует из России от 0 до 3 процентов своих нефтепродуктов, а российский импорт составляет около 8 процентов от общего спроса на нефть в Великобритании.
Австралия также объявила о планах по поэтапному отказу от импорта. Но в Европе картина совсем другая. Примечательно, что ни одна европейская страна не присоединилась к этим действиям. Президент Байден, сделал хорошую мину при плохой игре и прямо отметил, что Соединенные Штаты и не ожидали, что все союзники присоединятся к запрету на российский импорт. Мол, не очень-то и нужна была ваша поддержка.
И все же, многие европейские нефтеперерабатывающие заводы избегают новых закупок российской нефти. Чтобы уменьшить влияние на европейские и мировые энергетические рынки, примерно две недели спустя администрация Байдена объявила в координации со своими союзниками и партнерами о высвобождении почти 180 миллионов баррелей нефти из мировых запасов нефти.
– А сама Америка на себя ощутила последствия своих же санкций?
– Еще как! Авторы доклада сообщают, что «американская автомобильная ассоциация отметила самый большой краткосрочный всплеск цен на бензин, когда внутренние заправочные станции взимают в среднем на 26 центов больше за галлон всего за одну неделю, а средняя цена обычного бензина в Соединенных Штатах достигла 4,17 доллара, побив предыдущий рекорд США в 4,11 доллара за галлон в июле 2008 года. Средняя цена по стране в июне впервые превысила 5 долларов за галлон.
В Европейском союзе ежедневный показатель импорта российского природного газа вырос примерно с 210 миллионов долларов до 690 миллионов с января по март 2022 года».
И, что самое неприятное для США, основные покупатели нефти в Азии, Китай и Индия, начали закупать российскую нефть в количествах, которые ранее, до введения санкций, закупал у России Запад, а цены на нефть выросли до такой степени, что Россия стала получать доходов еще больше, чем получала около четырех месяцев назад.
Как отметила New York Times, импорт России из Китая после введения антироссийских санкций вырос более чем на четверть, и этим в значительной степени компенсировал отсутствие импорта из европейских стран, и в то же время существенно увеличила закупки российской нефти Индия.
– Какие выводы делают эти аналитики?
– Не слишком утешительные. Им приходится констатировать, что «в настоящее время экспорт энергоносителей из России генерирует приток твердой валюты. В результате высоких цен на сырьевые товары и обвала импорта текущий счет России достигнет исторического максимума в 250 млрд долларов в 2022 году.
Немногим более чем через год Россия сможет восстановить свои замороженные резервы в размере 300 млрд долларов, несмотря на скоординированные санкции Большой семерки в отношении Центрального банка России». Спрашивается, стоило ли огород городить?
– Что это за санкции в отношении нашего Центробанка?
– Здесь главный удар наносится по рублю, чтобы его обесценить. Но и тут – облом. Американские аналитики сквозь зубы признают, что «российское правительство приняло несколько защитных мер, чтобы смягчить экономический ущерб от санкций. После первых траншей санкций российский рубль быстро упал более чем на 30 процентов... Однако с тех пор рубль восстановил большую часть своей первоначальной стоимости благодаря жесткому российскому контролю за движением капитала и продолжающемуся притоку доходов от экспорта нефти и газа из стран, которые до сих пор в основном не подвергались санкциям».
Защитные экономические меры России, далее объясняют американские аналитики, включают удвоение своей процентной ставки до 20 процентов и закрытие своего фондового рынка. Хотя рубль в значительной степени оправился от первоначального обвала в первые дни конфликта, восстановление российского фондового рынка остается неустойчивым: фондовый индекс Moex вырос менее чем на 10 процентов после резкого 40-процентного обвала в конце февраля.
«Стабилизация рубля тоже дорого обходится, – продолжают авторы доклада. – Чтобы повысить свою способность проводить денежно-кредитную политику, Россия потребовала от частных фирм и экспортеров продавать 80% своей экспортной выручки на российский рублевый рынок и планирует использовать свои золотые резервы на закупки, хотя этим планам, вероятно, помешают недавние действия США, направленные на то, чтобы не дать России использовать свои золотые запасы за границей для уклонения от экономических санкций». Авторы отчета выражают надежду, что Россия, все же, движется к дефолту.
– Такое возможно?
– Теоретически - да. А вот с практикой все сложнее. Так, в мае Швейцария впервые после начала спецоперации на Украине вновь закупила у России партию золота. Напомним, что закупки этого драгоценного металла из России также были запрещены Лондонской ассоциацией рынков сразу после начала боевых действий.
Объем ввезенной партии золота, как сообщает швейцарская новостная платформа Suisse Info, составил около трех тонн. Сайт подчеркнул, что "импорт Швейцарией российского золота, произошедший впервые после февраля, то есть после начала боевых действий на Украине, показал, что золотопромышленники не смогли вынести запрет на закупку даже ограниченной доли сырья для своих предприятий".
При этом, по данным сайта, ввоз партии золота в страну из России подтвердила и Федеральная таможенная служба Швейцарии. Какой уж тут дефолт?
– На Западе звучали какие-то идеи про «умные санкции». Что это?
– Это они пытаются так изображать якобы гуманизм. Мол, они стремятся сделать все так, чтобы «при съемках не пострадал ни один кролик». И при этом сами же признают тщетность своих усилий.
«В то время как союзники продолжают ужесточать санкции, им необходимо будет устранить последствия санкций и вооруженного конфликта для продовольственной безопасности и других гуманитарных проблем как в России, так и во всем мире. В попытке ввести «умные санкции», направленные против российского руководства, но не против российского населения, министерство финансов США издало руководящие документы и несколько общих лицензий, которые позволяют продолжать операции с Россией, связанные с продуктами питания, удобрениями, лекарствами и другими гуманитарными поставками.
Компании, однако, сталкиваются со значительными логистическими трудностями при перемещении продукции в Россию или Украину и из них, в том числе через важнейшие морские пути в Черном море. Агрессивное снижение рисков западными финансовыми учреждениями могут сделать законные операции в гуманитарных целях практически невозможными.
Однако стратегия «умных санкций», возможно, достигла своего предела. Полный масштаб многочисленных раундов скоординированных санкций привел к коммерческим последствиям, выходящим далеко за рамки законных санкционных мер, а некоторые компании даже полностью добровольно ушли с российского рынка», - расписываются в своем бессилии американские эксперты.
В общем, напряженные рынки энергоресурсов становятся еще более напряженными, перебои с поставками продовольственных товаров усугубляют отсутствие продовольственной безопасности в развивающихся странах, глобализованная торговля сокращается, а инфляция растет.
И чего добились? «Остается принципиально неясным, изменили ли санкции существенно расчеты российского президента Владимира Путина», – удивляются авторы доклада, признавая, что угроза санкций не остановила действий России на Украине.
Впрочем, словосочетание «умные санкции» как и «умный Запад» само по себе звучит не то, чтобы смешно, но явно неуместно. Иные американские лидеры и политики путали Австрию с Австралией, Чехию с Чечней, грозили Белоруссии вторжением своего авианосного флота…
– Видимо, из таких же «умных» ходов – санкции против российских СМИ?
– Да, эти санкции вошли в четвертую волну. Соединенные Штаты нацелились на 33 юридических и физических лица, якобы причастных к российским информационным операциям на Украине. Эти действия были позже усилены 8 мая, когда правительство США ввело дополнительные санкции в отношении трех крупных российских государственных телекомпаний, которые были крупнейшими получателями доходов от зарубежной рекламы. Эти доходы, по их мнению, могут помочь финансировать спецоперацию России на Украине. ЕС и Великобритания также наложили собственные санкции на две российские государственные службы вещания — RT и Sputnik, фактически запретив интернет-провайдерам разрешать просмотр этих СМИ на своих сервисах. Поступок в стиле Остапа Бендера, который швырнул шахматные фигуры в лицо участнику турнира за вполне справедливое замечание: «Товарищ гроссмейстер, конь так не ходит».
А пока можно констатировать, что показатели экономического развития России не только не снизились, но даже увеличились после введения против нее санкций, и цель западных государств – уничтожить посредством санкций экономику России – пока остается все такой же отдаленной.