Главный коммунист страны иногда вносит коррективы в ходе представления своего доклада. Но основные позиции уже известны. Наибольший интерес представляет та часть, где Зюганов рассуждает об идеологическом обосновании спецоперации.
«Трагедия Украины началась с превращения самой процветающей советской республики в нищую страну, – напоминает Зюганов. – За этим последовало формирование, как и в России, криминальной олигархии, предающей интересы трудящихся и подавляющей их права». И все это – «прямой результат чудовищного преступления по разрушению СССР».
Возрождение «советского патриотизма», по мнению Зюганова, должно стать идеологической основой СВО: «Не случайно бойцы нашей армии и местные жители по велению сердец поднимают красные флаги, восстанавливают памятники Ленину, используют символику с серпом и молотом». Он задается вопросами, «Почему у властей предержащих нет желания показать расцвет советской Украины? А ведь мы тогда были вместе! Мы вместе строили и развивали нашу общую Родину! Почему взамен обсуждения столь важных и плодотворных тем, гражданам подсовывают небылицы про то, что «Ленин придумал украинский народ»?
И наконец, «превозносимый ныне Иван Ильин слагал оды во славу германского фашизма. Даже в 1948 году, находясь в Швейцарии, он в статье «Наши задачи» писал: «Фашизм был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства». Так и хочется спросить провластных записных патриотов: это кого же вы тащите нам всем в авторитеты?».
Впрочем, как рассказал наш источник в КПРФ, даже такая откровенная заочная полемика с тезисами Владимира Путина, это, скорее, проявление «большого советского стиля», свойственного Геннадию Зюганову, а вовсе не конфронтация. Тем не менее, разговоры о возможных преемниках Зюганова все же ходят, но в большей степени из-за «физических» причин – возраста самого лидера КПРФ и смерти Владимира Жириновского. Плюс ко всему, теоретическая смена главы коммунистов не будет «столь же простой, как в случае ЛДПР» – партия реально сильна и «навязанные» кандидаты могут вызвать недовольство в регионах.
Наш источник в Госдуме пояснил, что КПРФ – аппаратная партия у которой есть система выдвижения кадров снизу доверху. Есть мощные региональные отделения – и в депутаты попадают в основном главы отделений. То есть действует своя система партийных лифтов.
Наиболее близки к Зюганову его первый зам Юрий Афонин и просто заместитель Дмитрий Новиков. Афонин относительно молод, но «аппаратчик, не яркий, хоть и публичный, но не оратор». Не умеет произносить таких пламенных речей про гибель капитализма, как Зюганов. Новиков «ведает идеологией», уже второй созыв выдвигается на пост спикера Госдумы (безуспешно), что говорит о его аппаратном весе.
Преемником вряд ли может стать и академик Владимир Кашин. Он очень уважаем в партии, но явно не лидер и не молод. Иван Мельников в экстренных случаях вполне может заменить Зюганова, также уважаем, но быть постоянным лидером, по мнению нашего источника, не готов.
Еще одна знаковая фигура в КПРФ – Николай Коломейцев. Однако в партии его считают скорее организатором, а не лидером. На совещаниях и форумах он не произносит программных речей в отличие от Новикова и Афонина.