Кстати, именно он еще в прошлом году развернул активную подготовку к проведению Шестого Каспийского саммита. Мероприятие должно было пройти в 21 году, но из-за пандемии коронавируса его перенесли на следующее лето. За это время лидер страны-хозяйки саммита сменился, но Гурбангулы Бердымухамедов все равно умудрился оказаться в центре внимания. Ибо «юбилейную тему» на встречах вряд ли обойдут стороной.
Хотя главным все же будет обсуждение принципов взаимодействия, которые были зафиксированы в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Исторический документ, поставивший точку в 20-летних спорах о статусе Каспия, был подписан в ходе прошлого саммита в Актау в 2018 году.
За прошедшие годы четыре страны из пяти — Туркмения, Россия, Казахстан и Азербайджан - ратифицировали этот документ. Но этого пока не сделал Иран. Между тем документ будет считаться вступившим в силу только после того, как его ратифицирует вся «каспийская пятерка».
Суть Конвенции заключается в том, что каждой из пяти стран полагаются территориальные воды, не превышающие по ширине 15 морских миль. К ним добавляется рыболовная зона шириной еще 10 миль. Государства имеют полное и исключительное право распоряжаться своими зонами по своему усмотрению - проводить морские научные исследования, разведку и разработку ресурсов дна и недр., прокладывать магистральные трубопроводы. При этом не требуется одобрение всей "пятерки", а лишь тех стран, по чьему сектору пройдет возможная труба.
Единственное, что должны гарантировать страны — прокладываемые трубопроводы не нарушат экологический баланс. И главное - в Каспийском море не смогут ходить суда других стран, а тем паче присутствовать иностранные вооруженные силы. Каспием могут пользоваться только суда под флагами прикаспийских государств. Это было требование Ирана, включенное в Конвенцию.
И тем не менее из-за внутренних политических баталий парламент этой страны все еще не «завизировал» документ. Буквально на днях президент Туркмении Сердар Бердымухамедов во время визита в Иран на встрече с президентом Эбрахимом Раиси обсуждал важность этой темы. А 29 июня этот вопрос с Раиси, скорей всего, обсудит и президент РФ Владимир Путин: его встреча с президентом Ирана на полях саммита уже анонсирована.
День рождения Гурбангулы Бердымухамедова, конечно, не станет главной темой саммита. Хотя свою роль явно сыграет, разрядив обстановку и настроив глав пяти государств на «праздничный лад». О каких-либо масштабных торжествах в этот день не сообщается. Но концерт в конце знойного дня обещают: Дженифер Лопес в этом году не будет, но такие зарубежные знаменитости, как Dr. Alban (Швеция) и Демет Акалын (Турция), ожидаются...