Путин прилетел в Таджикистан из-за афганской проблемы

«Кабул под руководством талибов стал более опасен для регионов Центральной Азии»

Во вторник, 28 июня, президент России Владимир Путин прилетел в Тажикистан с двухдневным рабочим визитом. В ходе переговоров с лидером страны Эмомали Рахмоном будет рассмотрена актуальная повестка дня российско-таджикистанских отношений и вопросы их дальнейшего развития. Стороны планируют обсудить меры по обеспечению пограничной безопасности Таджикистана. Эксперты оценили, насколько большую угрозу центральноазиатским странам представляют афганские соседи.

«Кабул под руководством талибов стал более опасен для регионов Центральной Азии»

Ранее помощник президента Юрий Ушаков сообщил, что особое внимание в ходе визита Владимира Путина в Таджикистан, который пройдет с 28 по 29 июня, будет уделено ситуации в Афганистане. Он подчеркнул, что для Душанбе это главная проблема.

«С учетом складывающейся непростой обстановки в этой стране планируется обсудить совместные меры по обеспечению пограничной безопасности Таджикистана, предотвращения инфильтрации радикалов с афганской территории и вопросам оборонного строительства», - заявил Ушаков.

Помощник президента отметил, что Москва и Душанбе предпринимают «энергичные усилия» по борьбе с исходящими из Афганистана терроризмом и наркоугрозой. Он также добавил, что Россия помогает Таджикистану в военной сфере, в частности, участвует в модернизации армии республики.

«Еще до падения Кабула в прошлом году в регионе наметилось два тренда по афганской проблематике, - комментирует «МК» директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар. - Первый подход связан с надеждой на реализацию тех амбициозных трансафганских и прочих экономических проектов, которые могут превратить Афганистан в связующий мост между Центральной Азией и Южной Азией. Это, разумеется, отвечает интересам большинства его соседей, поэтому они стремятся наладить отношения с нынешними властями страны. Вместе с тем неопределённость в этом вопросе все еще сохраняется. Нет уверенности в том, что стабильность достигнет уровня, позволяющего реализовать эти проекты».

По словам эксперта, второй подход заключается в существовании рисков и вызовов в сфере безопасности. Некоторые страны региона надеются больше не на реализацию экономических проектов, а думают о том, как защититься от возможного роста напряженности.

«Таджикистан, в отличие от ряда других центральноазиатских стран, можно как раз отнести ко второй группе, - продолжает политолог. - Душанбе больше опасается вызовов, которые могут исходить из территории Афганистана. «Талибан» (запрещенная в РФ террористическая организация), к сожалению, до сих пор не продемонстрировал в международном сообществе признаков того, что он борется с террористическими организациями. Более того, есть сведения, что на территории страны находятся их представители, и талибы продолжают с ними сотрудничать».

Россия, с точки зрения эксперта, балансирует между двумя этими подходами. Она разделяет мнение и озабоченность Таджикистана, но в то же время сотрудничает с другими игроками, которые пытаются получить экономическую выгоду от Афганистана.

«Думаю, что и Россия ожидает от талибов каких-то практических действий, - отметил Омар Нессар. - Москва хочет, чтобы представители движения все-таки пошли на уступки и продемонстрировали международному сообществу и региональным странам, в частности, что они дистанцируются от террористических организаций. Пока этого не будет сделано, вряд ли можно ждать от РФ каких-то реальных шагов по сближению позиций».

В свою очередь, руководитель Центра изучения афганской политики Андрей Серенко полагает, что Афганистан под руководством талибов стал более опасен для регионов Центральной Азии, чем он был до их прихода. И одной из первых стран, где эта агрессия может проявиться, является как раз Таджикистан.

«Есть несколько нюансов, которые позволяют так говорить, - подчеркнул политолог. - Во-первых, талибы не являются эффективными управленцами. Они так и не смогли создать более ли менее полноценное государственное управление, которое бы позволяло обеспечить социальные условия для стабильности Афганистана. Кроме того, 90% населения находится в нищете, больше половины недоедают. 

Отсутствие работы, развальная система здравоохранения и социальной политики - все эти факторы свидетельствуют о том, что сегодня страна движется по инерции от той точки краха, которая была почти 10 месяцев назад. На этом остаточном инерционном движении Афганистан сейчас и существует. Оно постепенно затухает, поэтому деградация всей социально-политической и государственной системы стремительно нарастает.

Люди, живущие в том же Кабуле, пытаются всеми способами покинуть страну, потому просто не видят никакого просвета. Талибы не в состоянии наладить государственное управление, экономику, создать условия для какого-то сносного существования людей. Поэтому рано или поздно ситуация закончится социальным взрывом".

В стране также активно вербуют молодежь и людей, которым просто не на что жить, в джихадистские организации, сообщил эксперт. Делают это не только талибы, которые, кстати, платят не самую большую зарплату своим боевикам, но и сторонники «Исламского государства» (ИГ – запрещенная в РФ террористическая организация) и «Аль-Каиды» (запрещенная в РФ террористическая организация).

«Весь этот гремучий сосуд создает потенциальную угрозу для соседних стран, - указал Андрей Серенко. – Ожили ИГ, «Аль-Каида», «Исламское движение Узбекистана» (террористическая организация, запрещенная на территории РФ) и т.д. На самом деле сегодня Афганистан - «супермаркет» самых ярких региональных террористических джихадистских брендов. И «Талибан» никак не в состоянии на это повлиять. Он разве что имитирует борьбу с некоторыми группировками. При этом известно, что те же самые талибы спокойно на местах сотрудничают с игиловцами и даже взаимодействуют с ними в различных проектах.

Важно подчеркнуть, что перспективы снятия РФ террористического ярлыка с «Талибана» сейчас ничтожны. Во-первых, талибы совершенно не изменились с тех пор, как пришли к власти. С таким же успехом можно было бы требовать снятия террористического ярлыка с ИГИЛ, когда организация взяла территории в Ираке и Сирии, сопоставимые по своему масштабу с Великобританией или Францией.

То же самое с талибами. Они абсолютно не изменили свои идеологию, практику и поведение. Члены движения как были террористами, так ими и остаются. «Талибан» - террористическая организация, пока захватившая под своей контроль целую страну. Не факт, что ей удастся этот контроль удержать. Думаю, что в нынешнем формате талибский режим просуществует очень недолго. Это одна из причин, по которой Россия, наряду с другими государствами, не торопится его признавать».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру