Законодательство о «выполняющих функции иностранного агента» появилось в России в 2012 году. Сначала речь шла об НКО, потом - о СМИ, потом - о физлицах и объединениях граждан без образования юридического лица, а также «аффилированных с иноагентами» лицах. Все они пока заносятся Минюстом в отдельные реестры. Законопроект, который обсуждался во втором чтении 28 июня, призван четыре реестра объединить в один. Решение о включении в него поручат принимать Минюсту, никаких судебных процедур не предполагается. В суд можно будет обратиться лишь постфактум, чтобы оспорить это решение.
Для признания «иноагентом» достаточно установления факта «иностранного влияния». Им может стать получение неважно когда неважно какого количества денег или иной материальной поддержки из «иностранных источников», а ими названы и прямо или косвенно связанные с иностранцами россияне или российские организации. Но достаточно и некоего «иностранного воздействия, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами». Если подвергнутый «воздействию» одновременно занимается политической деятельностью - перед нами, можно сказать, готовый «иноагент». А политической деятельностью считается в том числе и участие в любых массовых уличных мероприятиях, «дискуссиях, выступлениях», и наблюдение за выборами, и подписание коллективных писем и обращений к власти (на любые темы), а также «распространение» в соцсетях «мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике».
Докладывая об итогах доработки текста, глава думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев («ЕР») сообщил, что поправки обсуждались с РСПП, ТПП, «Опорой России», «Деловой Россией» и председателем СПЧ при президенте Валерием Фадеевым.
Беспокойство предпринимателей понятно: в реестр могут включить и коммерческие организации, российские или иностранные. Не признают «иноагентами» ни при каких обстоятельствах разве что госкомпании, госкорпорации, политические партии, органы власти всех уровней и «подконтрольные им лица» физические или юридические, религиозные организации, консульства и представительства международных организаций в России. Ко второму чтению в перечень исключений добавили объединения работодателей и торгово-промышленные палаты. Алексей Куринный (КПРФ) спросил, почему не добавили профсоюзные организации: «они что, неблагонадежные?» Г-н Пискарев ответил, что деятельность профсоюзов «так же может быть связана с иностранным финансированием». То есть да, потенциально неблагонадежные.
Независимый депутат Оксана Дмитриева назвала «опасной» формулировку, которая называет аффилированными с «иноагентами» лицами всех, кто «входит (входил)» в состав организации - «иноагента», или работал в ней. «Люди когда-либо, два, три или десять лет назад работали в какой-то организации, которая потом была признана иноагентом», и что теперь?» Г-н Пискарев сообщил, что процедуру включения в реестр и другие детали пропишут потом в 19 подзаконных актах, которые разработают правительство и Минюст. Они должны появиться к 1 декабря 2022 года - на этот день намечено вступление в силу закона…
Ксения Горячева («Новые люди») тоже беспокоилась о перспективах российской науки и образования: привлечение иностранных специалистов и преподавателей до недавнего времени было одним из показателей эффективности работы вузов, исследователи стимулировались к зарубежным публикациям, действовали программы получения образования и стажировки за рубежом… «Все люди, пишущие публичные тексты политического или не политического характера, теперь будут под риском признания «иноагентами», мы фактически подтолкнем ученых к выезду из страны», - сказала она, предложив «опереться на здравый смысл» и уточнить размытые формлировки.
Г-н Пискарев сказал, что в законопроекте прописано «всё, что идет на обеспечение безопасности страны и защиты её от скрытого иностранного вмешательства», а для включения в реестр необходимо занятие политической деятельностью и «влияние иностранного государства, заказчика». Слово «заказчик» в ходе обсуждения он употребил несколько раз, но никакой связи между иностранным влиянием, с одной стороны, и политической деятельностью - с другой, в принятом документе не прописано.
Формулировка «иностранное влияние» написана так, что «можно подтянуть практически каждого человека - смотрящего иностранные фильмы, читающего сайты иностранных СМИ или трансляцию заседаний Совбеза ООН», - настаивал Олег Михайлов (КПРФ). Тут г-н Пискарев сообщил, что за основу разработчики взяли «базовые законы, которые работают во всем мире, в том числе в Америке», и предложил «определиться тем, кто критикует законопроект, с кем они». По его словам, «задача не в том, чтобы кого-то ущемить в правах, потому что статус иностранного агента - это не наказание». Но перечень ограничений в правах, которые повлечет за собой включение в реестр, существенно расширен по сравнению с действующими: в частности, «иноагентам», занимающимся творческими профессиями, запретят получать финансовую поддержку от государства.
Вообще любым «иностранным агентам» нельзя будет претендовать на любую «государственную финансовую поддержку».
«Что, признают женщину иноагентом, и она не будет пенсию получать или маткапитал? При расплывчатости формулировок по косвенным признакам вы будете обрекать людей на жалкое существование?» - Михаил Матвеев (КПРФ) хотел убрать упоминание про «косвенное влияние» из определения иностранного воздействия. «Вот вы два раза уже поминали про американский опыт борьбы с иноагентами. Не попали ли вы сами под косвенное иностранное влияние?» - спросил он г-на Пискарева. Отвечать на этот вопрос докладчик отказался.
Третье чтение состоится 29 июня.