Изменения коснутся Закона о государственной границе Украины, согласно текущей редакции которого для этого предоставляются в постоянное пользование земельные участки шириной 30-50 метров вдоль линии госграницы на суше, по берегу украинской части пограничной реки, озера или иного водоема.
Эту статью 40 украинских парламентариев предлагают дополнить словами о выделении дополнительной территории до двух километров вдоль линии границы с Беларусью и Российской Федерацией. Также будет установлен специальный пограничный режим, запрещающий свободный въезд, пребывание, проживание, перемещение лиц и проведение не связанных с обороной или охраной госграницы Украины работ.
Подобное усиление рубежей страны со стороны украинского руководства позволяет в очередной раз усомнится в разумности действий киевского режима. Массовое минирование собственной территории создает в первую очередь опасность для собственного населения.
Сама идея заминировать приграничную полосу для постсоветского пространства абсолютно не нова. Например, в 2001-2002 годах на узбекско-таджикской границе были установлены инженерные заграждения и противопехотные мины. По официальной версии, Узбекистан, таким образом, хотел обезопасить себя от наплыва боевиков незаконных вооруженных формирований. В 2019 году мины решено было убрать. Было подсчитано, что за почти два десятилетия, по данным Национального минного центра Таджикистана, погибли 374 человека и 485 получили ранения.
Точное же число погибших и раненых на границе с обеих сторон не известно. Зато известно, что жертвами минных полей ежегодно становились не только военные, но и вполне мирные граждане. Например, в 2009 году с таджикской стороны погибли муж и жена — жители Согдийской области. Годом ранее подорвался 35-летний таджикский пастух, житель Пенджикентского района Амон Тураев. Ежегодно от мин и неразорвавшихся снарядов в Таджикистане погибали десятки людей.
Кроме того, у Украины есть свой печальный опыт минирования одесского пляжа, который, видимо, Киев во внимание решил не брать. Минная завеса от мнимого российского десанта привела к гибели, по крайней мере, одного отдыхавшего там гражданина.
Если на Украине подобный закон все же будет принят, то это неизбежно повлечет за собой новые жертвы. Предполагаемый охват районов минирования — не малый. Протяженность одной белорусско-украинской границы составляет более 1 тысячи км. И здесь остается только сожалеть, что в ближайшем будущем на украинских хлебородных полях можно будет сеять и собирать урожай только с миноискателем.