Открывая заседание, председатель комиссии Алексей Пушков сказал, что внутри страны информационная война была выиграна «еще до начала спецоперации», потому что западные СМИ сильно деградировали, превратились в инструмент обслуживания власти, пропаганды и доверие российской аудитории потеряли. А вот возможности по донесению точки зрения РФ до зарубежной аудитории сильно ограничены, признал сенатор. Деятельность многих российских телеканалов заблокирована, российские СМИ запрещаются… Но в той же Европе «происходит определенный сдвиг — от ожидания краха России до признания того, что санкции бьют прежде всего по экономике самих стран Запада», поэтому сейчас очень важно «выстоять экономически»: это повлияет и на ситуацию в информационной сфере.
А остальной мир, сказал Пушков, очень устал от Запада, «и это важный наш ресурс». В арабских странах западное присутствие воспринимается как «квазиколониальное», а в африканском мире «нас воспринимают исключительно хорошо, потому что мы бросили вызов тем гигантам, которые их долго эксплуатировали». Что касается Азии — своей системы прямого информационного воздействия у России там нет, «все газеты от Кипра до Малайзии цитируют западную прессу и агентства, а колонки в них пишут не наши авторы, а американские», и это «существенная наша недоработка». Как бы то ни было, полного информационного контроля в мире Запад не имеет, и Россия «должна создать свою альтернативу этой исчезающей западной монополии» — такой вывод сделал Пушков.
Выступавшие следом говорили о том, как идет создание этой альтернативы.
Политолог, ведущий программы «Право знать!» Дмитрий Куликов уверен: ради переформатирования общественного сознания россиян в нужном направлении особое внимание следует уделить истории перестройки и начала 90-х годов. Именно с тех времен, по его мнению, в головах наших граждан и представителей элиты засел тезис о том, что СССР проиграл «холодную войну» и развалился из-за предательства чуть ли не на самом-самом верху, а «тема предательства очень болезненна».
«Внешний фактор сыграл свою роль, как и на Украине западный фактор сыграл на изменение режима, но Украина начала формироваться как анти-Россия на базе украинского национализма, который зарождался еще в позднесоветское время», — заметил Пушков. На Западе, по его мнению, нынче происходит то же самое, что в позднесоветское время: население разочаровалось в официальных СМИ и ищет информацию в соцсетях, у блогеров. Надо создавать больше российского контента на иностранных языках, хотя бы английском, считает он.
«Блогер и инфлюенсер» Михаил Шахназаров, проживший 47 лет в Латвии, был настроен радикально. «Когда переехал сюда, я удивился, насколько тут все распустились», — заявил он. И предложил «дать понять тем, кто уехал, что их здесь не ждут и что возврата к прежнему не будет» (деятелям культуры. — «МК»), а также убрать из книжных магазинов книги, отрицательно оценивающие действия России на Украине.
Главный редактор интернет-издания Ukraina.ru Искандер Хисамов рассказал, что определенную переориентацию на новые аудитории это СМИ уже начало: опубликовали колонку китайского блогера, «завели себе китаиста, и не одного», «напряженно» думают над тем, чтобы распространять информацию на испанском, арабском… «Мы видим, что большая часть мира — за нас, но они «рабы лампы»: ненавидят американцев, но от них зависят», — заметил он.