Лидеры ЕС в Брюсселе собираются подписать рекомендацию, представленную на прошлой неделе Европейской комиссией, исполнительным органом объединения.
Ожидания положительного ответа выросли после того, как четыре лидера ЕС, включая президента Франции и канцлера Германии, которые считались одними из самых скептически настроенных насчет приема Украины в Евросоюз, посетили Киев на прошлой неделе. Дипломатические источники сообщили агентству Reuters, что после нескольких дней внутренних дискуссий в Евросоюзе оппозиции присвоению Украине статуса страны-кандидата среди 27 государств-членов не возникло.
В то же время представитель Франции, председательствующей в ЕС до конца июня, заявил журналистам на брифинге, что он уверен, что ни один из 27 кандидатов не заблокирует статус кандидатуры Украины и Молдовы: «Мы добиваемся консенсуса. На данный момент я не могу сказать, что все 27 согласованы, но есть разумная надежда быстро добиться соглашения по Украине и Молдове в Совете ЕС».
Судя по всему, предоставление Киеву «кандидатской степени» – дело решенное. Как заявил в преддверии встречи с европейскими коллегами министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн, цель проводимой работы – доказать, что «Украина принадлежит Европе, что мы также будем защищать ценности, которые защищает Украина».
Если лидеры ЕС одобрят запрос Украины, это будет первый случай, когда блок предоставил статус кандидата стране, находящейся в состоянии военного конфликта. И многие официальные лица говорят, что нереально ожидать, что заявка Украины на членство продвинется вперед, пока в стране не будет восстановлен мир.
По словам источников, Молдова также почти наверняка получит статус кандидата, а вот Грузии не повезло – от нее европолитики требуют обеспечить выход из возникшего в этой закавказской республике политического тупика.
Несмотря на высказывавшиеся ранее опасения представителей северных стран-членов ЕС, что принять Украину, которая страдает от повсеместной коррупции, нереально, министр иностранных дел Дании заявил, что приветствует предоставление Киеву статуса кандидата.
Опрос, опубликованный Европейским советом по международным отношениям на этой неделе, показал, что 57% европейцев поддержали заявку Украины на членство. Наибольшую поддержку выразили в Польше (70%). А в Германии, Франции и Италии,поддержка оказалась значительно ниже – соответственно 48%, 47% и 46%.
Но весь энтузиазм, который старательно изображается и в европейских столицах, и в Киеве в преддверии «исторического» саммита, тускнеет с отчетливо проговариваемым в Европе соображением: да, кандидатский статус для Украины ознаменует стратегический сдвиг ЕС на восток, да, это выражение солидарности с Украиной, но Киеву, скорее всего, потребуются годы, чтобы стать членом общеевропейского блока, если он вообще когда-либо им станет.
До начала украинского конфликта членство в ЕС даже не было вариантом для страны с населением 41 миллион человек, охваченной коррупцией, признает The Guardian. В соглашении об ассоциации ЕС с Киевом Украина описывается как «европейская страна, которая имеет общую историю и общие ценности», но о членстве не упоминается.
Присвоение кандидатской степени – это первый официальный шаг на пути к членству в ЕС, но этот путь может быть долгим и трудным, и нет никаких гарантий, что кандидата в конечном итоге примут в «клуб», подчеркивает Politico. Статус кандидата не означает автоматического начала переговоров о вступлении — обычно это происходит позже и, опять же, требует одобрения всех стран-членов ЕС. В конце прошлой недели чиновники Еврокомиссии ясно заявили, что Украине и Молдове предстоит проделать тяжелую работу, прежде чем начнутся переговоры о членстве.
И широко известный пример Турции явно не вдохновляют киевское руководство. Анкара получила статус кандидата аж в 1999 году и начала переговоры о вступлении в 2005 году. Но за эти годы заявка на членство застопорилась намертво. Не продвинулась за 10 лет к полноправной «прописке» в европейском доме и Черногория, начавшая официальные переговоры в 2012 году.
Согласно процедуре, потенциальные члены ЕС вступают в переговоры, которые длятся годами. Страны-кандидаты должны принять демократические нормы и провести реформы, чтобы соответствовать правилам, положениям и стандартам ЕС в широком диапазоне областей, включая экономику и верховенство закона.
Переговоры сгруппированы в «главы» для различных областей политики, и кандидат может завершить «главу» только тогда, когда все члены ЕС согласны с тем, что рассматриваемая страна поставила галочки в необходимых полях.
Когда считается, что страна закрыла все главы, еще раз все правительства ЕС должны подписать свое согласие, прежде чем эта страна может быть окончательно принята в члены ЕС. Известно, что некоторые европейские государства стали глубоко скептически относиться к расширению Союза и ищут способы замедлить любые шаги по добавлению новых участников.
В некоторых случаях государства-члены утверждали, что некоторые новые страны ЕС, которые соответствовали всем критериям на бумаге, не соответствовали им на практике после принятия. По крайней мере, в частном порядке некоторые официальные лица в Европе задаются вопросом, действительно ли, скажем, государства Западных Балкан, когда-либо выполнят требования для вступления в Евросоюз.
Так что время на вступление той или иной страны в ЕС зависит от того, насколько быстро начнутся переговоры и насколько гладко они пройдут. А это, в свою очередь, зависит как от потенциальных членов, так и от национальных правительств ЕС.
Среди стран, которые быстрее всего присоединились к ЕС, были Швеция и Финляндия. От подачи заявлений до вступления в блок им потребовалось примерно три года. Некоторым из новых членов ЕС потребовалось гораздо больше времени, чтобы пройти этот процесс — более десятка лет для Румынии (11,5 лет), Болгарии (11,1) и Хорватии (10,4). «Чемпионами» по самому длинному промежутку между подачей заявки и приемом в Евросоюз стали Кипр и Мальта (13,8 лет).
Однако в любом случае статус кандидата имеет большое символического значение, ибо означает «первую печать одобрения». Понимая, что дорога в ЕС даже с такой «печатью» будет длинной, в Киеве находят интересными предложения Франции о создании «европейского политического сообщества», объединяющего страны ЕС с бывшими (на данный момент это Великобритания) и потенциальными членами по вопросам безопасности, энергетики и возможностей для молодежи.
Пока в Киеве царит предчувствие праздника в связи с кандидатством, в преддверии саммита ЕС назрел скандал на Балканах – давно толкущиеся в прихожей общеевропейского дома страны возмутились тем, что их обошли напористые украинцы.
И присутствие представителей Сербии, Албании и Северной Македонии на встрече по вопросам интеграции с ЕС вызвало сомнения. Все три страны получили статус кандидатов на членство в ЕС, но ни одна из них не добилась значительного прогресса в последние годы. Премьер-министр Албании Эди Рама обиженно написал в микроблоге: «Кажется, то, что мы услышим в конце, будет очередное «Нет, извините!»
Северная Македония получила статус страны-кандидата в 2005 году, Сербия – в 2012-м, а Албания – в 2014-м. Из трех этих государств только Сербия начала официальные переговоры о присоединении. А в Скопье и Тиране, чьи заявки на членство в ЕС считаются «совместными», ждут и никак не дождутся начала переговоров. Проблема кроется в вето со стороны Болгарии, у которой есть ряд исторических и культурных требований к Северной Македонии. А для начала переговоров о членстве в ЕС требуется единогласие между 27 государствами-членами ЕС.
Впрочем, и Северная Македония, и Албания, и Черногория кандидатство Украины поддержали. Но их мнение, впрочем, носит факультативный характер.