Для Украины Тайра — героиня. Воевала в рядах «Азова» (запрещен в России) и «Правого сектора» (запрещен в России). Вроде как была парамедиком и снайпером. Голливудский практически образ — вся в наколках, спортивная блондинка с винтовкой. До «Призрака Киева» не дотягивает, зато реальная.
Для России Тайра — враг. Здесь ее тоже «раскрутили» в медийном поле. Тут тебе и легенды про ее снайперскую стрельбу по детям, и история с попаданием в плен. Взяли ее в машине «скорой» с детьми. Тогда сообщалось, что она убила родителей этих детей, чтобы выдать себя за родственницу ребятишек и таким образом беспрепятственно покинуть город под видом мирной беженки. Официально, правда, эту информацию следственные органы России и ДНР не комментировали. Зато показывали, как Тайра смотрит видео с издевательствами над нашими военными в украинском плену и говорит, что с пленными так нельзя обращаться. Но в целом было понятно — Паевская не просто военнопленная, а военная преступница.
И уже звучали слова: «азовцев» никто обменивать не будет», «следственные действия», «трибунал». То есть справедливость торжествует, все получат по заслугам.
Но тут — на тебе. Довольная Тайра сидит в мягком кресле, благодарит Зеленского и вещает: «Я всегда верила, что всё именно так и будет. И все, кто находится сейчас по ту сторону, знают, что всё получится. И все мы будем дома, как дома сейчас я».
Довольно сложно подобрать цензурные слова для описания этой ситуации. Но пусть будет плевок в лицо. Практически невозможно представить чувства тех, кто освобождал Мариуполь, тех, кто сейчас сражается, в тот момент, когда они увидели киевское видео с Тайрой.
Из официальных объяснений — только сообщение Даниила Безсонова, первого заместителя министра информации Донецкой народной республики, который заверил, что Паевскую обменяли на «очень серьезных наших ребят». И еще зачем-то вброшенная через государственные агентства информация со ссылкой на «источник», что из ДНР в Россию этапировали для проведения следственных действий замкомандира запрещенного «Азова» Святослава Паламара (позывной «Калина») и командира 36-й бригады морпехоты ВСУ Сергея Волынского («Волына»), сдавшихся в плен в Мариуполе. Надо понимать, это значит, не стоит больше беспокоиться об обменах? Из России уж точно не отдадут?
Поскольку официальных объяснений не последовало, неизбежно появились неофициальные. В том числе от российских военкоров, близких к ситуации. Верить в эти версии, среди которых преобладает коррупционная (и сумма в 25 миллионов рублей), не хочется абсолютно. Но при тотальном молчании власти именно они начинают жить своей жизнью и поселяются в общественном сознании.
Отсутствие диалога, реальных ответов на вопросы общества не только приводит к непозволительным проигрышам в информационной войне, но и подтачивает то единство, которое возникло в феврале. А это уже вопрос самого существования.