"Мы несем послание о поддержке и единстве ЕС. Это важный момент. Президент Украины Владимир Зеленский получит месседж европейского единства, поддержки, адресованный всем украинцам", — заявил по прибытии на киевский вокзал президент Франции Эмманюэль Макрон.
При этом выяснилось, что в своем желании обеспечить «единство ЕС» в поддержке Украины Макрон допустил вольность: пригласил в Киев еще и президента Румынии Клауса Йоханниса. Места в ночном купе «на троих» ему, правда, не нашлось. Поэтому в столицу Украины глава Румынии добирался самостоятельно. И поскольку главной темой переговоров Зеленского с европейскими лидерами, как всегда, была военная поддержка и денежное вспомоществование, по ходу визита возник еще один анекдот: «Украина — единственная страна в мире, которая попросила денег у цыган».
А если серьезно, то и Украина, и Германия с Францией еще накануне визита расставили акценты в своих ожиданиях от многосторонней встречи. Украинские политики, в лице советника министра внутренних дел Виктора Андрусива, позволили себе смелое заявление: «Они везут нашей стране кандидатство в ЕС», не без доли скепсиса, впрочем, «потребуют вернуться к переговорам с Путиным».
Андрусив оказался не так уж неправ: перед отъездом в Киев Макрон еще раз напомнил Украине, что ее членство в ЕС невозможно, пока продолжаются боевые действия. Поэтому «рано или поздно» Незалежной придется сесть за стол переговоров с Россией. Этой же линии, кстати, французский президент придерживался во время своего визита в Молдавию накануне: президенту этой страны Майе Санду он сообщил, что членство ее страны в ЕС тесно увязано с ситуацией на Украине, и пока там «горячо» — говорить о европейских перспективах преждевременно.
Если Макрон выступал во время этого визита в качестве миротворца, постоянно намекая о неизбежности переговоров, то канцлер Германии все время пытался как бы оправдаться перед украинскими властями, убеждая, что не такая уж он и «ливерная колбаса». Его речи касались в основном военной помощи Украине. "Однако мы не просто хотим продемонстрировать солидарность, мы также хотим заверить, что помощь, которую мы оказываем — финансовая, гуманитарная, а также когда речь идет об оружии, - будет продолжена", — сообщил Олаф Шольц по прибытии на киевский вокзал. Что пообещал Украине итальянский премьер-министр Марио Драги, осталось за кадром. Видимо, его роль была лишь в «демонстрации европейского единства».
Еще перед прибытием европейцев в столицу Украины местные аналитики переживали, что Зеленскому очень трудно будет убедить лидеров ЕС в бедственном положении Киева: в городе сейчас — вполне мирная жизнь. Работают рестораны и ночные клубы. Нет воздушных тревог и катастрофических разрушений. «Как он собирается давить на жалость?» — задавались вопросом эксперты. Предполагалось даже, что зверские обстрелы жилых кварталов Донецка с массой жертв были связаны с желанием вызвать ответный огонь по Киеву, чтобы украинские власти смогли продемонстрировать европейцам свежие результаты военной спецоперации России.
Однако гостей пришлось везти в Ирпень, который стал эпицентром артиллерийских дуэлей в феврале-марте. До сих пор не вставленные окна в домах и кирпичное крошево на улицах должно было убедить западных визитеров, как все страшно. До Мариуполя, понятно, гостей довезти не смогли бы…
В окружении толпы журналистов, которые плотным кольцом окружили глав трех государств, Макрон, Шольц и Драги прошли по улицам Ирпеня. Не факт, что увидели что-то в этой людской массе, но зато услышали интерпретацию происходившего здесь в марте из уст украинских организаторов. И только после этого гостей готов был принять Зеленский. О чем главы пяти стран договорились в итоге, еще не известно. Но антураж визиту постарались придать соответствующий.