Официальные сообщения государственных СМИ, опубликованные на этой неделе, содержали мало подробностей, но Си Цзиньпин сообщил, что подписал приказы, объявляющие о планах испытаний «военных операций, не связанных с военными действиями».
В последующем отчете пекинского издания Global Times говорится, что неопубликованные проекты послужат правовой основой для Народно-освободительной армии Китая (НОАК) для «защиты национального суверенитета, безопасности и интересов развития Китая». Они также разрешат военные миссии по оказанию помощи при стихийных бедствиях, по гуманитарной помощи и поддержанию мира, говорится в сообщении.
Правовые изменения позволят китайским войскам «предотвращать побочные эффекты региональной нестабильности, влияющие на Китай, обеспечивать безопасность жизненно важных транспортных путей для стратегических материалов, таких как нефть, или защищать зарубежные инвестиции, проекты и персонал Китая», — говорится в материале Global Times.
Российская военная спецоперация на Украине вызвала опасения на Тайване, который, по утверждению Пекина, является китайской провинцией. Руководители КНР не исключают «воссоединения» с островом силой.
Чен Оу-по, член правящей Демократической прогрессивной партии Тайваня, выразил надежду, что Китай не будет использовать новые законы для «неизбирательных действий и вторжения в другие страны».
Блейк Херцингер, специалист по оборонной политике в Индо-Тихоокеанском регионе, сказал, что он склонен думать об этом развитии как о взрослении вооруженных сил, а не о чем-то «особенно зловещем».
«Создание политической основы для более активного участия НОАК во внешней политике Китая может иметь отношение к новым базам, на которые некоторые указали (Камбоджа, Соломоновы острова и т. д.), но НОАК уже имеет постоянное присутствие за границей в соглашении о базировании, — комментирует эксперт. – Я больше склонен думать об этом с точки зрения операций по обеспечению стабильности или другой деятельности, связанной с китайскими инвестициями и гражданами в Пакистане и других местах».
Министр обороны Австралии Ричард Марлес заявил СМИ, что Китай стремится «изменить мир вокруг себя так, как он не делал раньше».
«Наш национальный интерес заключается в утверждении конвенции ООН по морскому праву, свободе судоходства, свободе пролета над международными водами, в таких местах, как Южно-Китайское море», — сказал глава австралийского оборонного ведомства.
В понедельник представители министерства иностранных дел КНР заявили о претензиях Пекина на Тайваньский пролив, отделяющий Китай от острова Тайвань. В последние годы иностранные государства проводили военные корабли через пролив в рамках учений по свободе судоходства, что вызвало гнев Пекина.
Большинство стран имеют официальные дипломатические отношения с Китаем, а не с Тайванем, но у Тайваня есть ключевые оборонительные соглашения с США и широкая поддержка со стороны правительств других стран мира, пишет The Guardian.
В понедельник официальный представитель министерства иностранных дел Ван Вэньбинь заявил, что Китай обладает «суверенитетом, суверенными правами и юрисдикцией над Тайваньским проливом», обвинив другие страны, называющие пролив международными водами, в ложных заявлениях, «чтобы найти предлог для манипулирования вопросами». связанных с Тайванем и угрожающих суверенитету и безопасности Китая».
Представитель Госдепартамента США Нед Прайс заявил агентству Reuters, что пролив является международным водным путем, свобода открытого моря гарантируется международным правом. Он подтвердил обеспокоенность США по поводу «агрессивной риторики и принудительных действий Китая в отношении Тайваня» и сказал, что США «продолжат летать, плавать и действовать везде, где это разрешено международным правом, включая транзит через Тайваньский пролив».
Представитель министерства иностранных дел Тайваня Джоанн Оу назвала позицию Китая «ошибкой» и заявила, что учения США по свободе судоходства пользуются поддержкой Тайбэя.
Эксперт-международник Тонг Чжао утверждает, что недавние действия Китая вызвали обеспокоенность по поводу его подготовки к установлению контроля над Тайванем или ограничению свободы передвижения других сторон, но пока «слишком рано, чтобы перейти к выводам».
Чжао сказал: «Китай, решивший бросить вызов Соединенным Штатам, теперь указывает на более сильную решимость защищать и продвигать свои взгляды на проблему Тайваня, даже если это может привести к усилению напряженности в отношениях с США».
Стив Цанг из Института СОАС (лондонская школа востоковедения и африканистики) считает, что изменение риторики Пекина отражает все более китаецентрический подход к тому, как мыслит и действует правительство Си Цзиньпина. «Это нехорошо для мира и безопасности в регионе или во всем мире, — сказал Цанг. – Возможно, на практике мало что изменится, а это значит, что иностранные военные корабли, проходящие через эти международные воды, будут находиться под наблюдением, но им не будут мешать. Но это также может привести к более агрессивному подходу с китайскими военными кораблями или самолетами, пытающимися предупредить иностранные военные корабли, если последние не получили предварительное разрешение от китайских властей, чего почти наверняка не произойдет».