В Евросоюзе заговорили о масштабном расширении: Украина и остальные

Привилегии Киеву могут создать для Брюсселя опасный прецедент

В Евросоюзе вновь подтвердили готовность продолжить процесс присоединения Украины к блоку, по крайней мере — путем предоставления ей статуса кандидата в члены ЕС. В Киеве, разумеется, подобные заявления вызывают оптимизм, который, однако, непропорционален реальным перспективам украинской евроинтеграции. Мы разбирались в том, что стоит за стандартной риторикой Брюсселя и насколько долгим может оказаться путь украинцев в «общеевропейский дом».

Привилегии Киеву могут создать для Брюсселя опасный прецедент

Еще в конце февраля, спустя три дня после начала российской специоперации на Украине, глава Европейской комиссии (ЕК, главный орган исполнительной власти Евросоюза) Урсула фон дер Ляйен заявила о том, что в Евросоюзе «хотели бы их (украинцев) вступления в союз». Спустя пару месяцев Киев передал ЕК заполненный так называемый «опросник» — тысячи страниц с фактурой, призванной убедить Брюссель в украинском соответствии общеевропейским ценностям и требованиям.

За оценку этих документов ответственно как раз ведомство фон дер Ляйен. Находясь в конце прошлой недели с визитом в Киеве, председатель ЕК подтвердила, что комиссия даст наилучшие рекомендации для Украины руководству ЕС и желает видеть страну в качестве кандидата в члены. Несколькими днями ранее, 9 июня, в Европейском парламенте состоялось голосование по резолюции на эту тему. За предоставление Украине кандидатского статуса выступили 438 парламентариев, а против — лишь 65 евродепутатов.

В схожем ключе высказался и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. По его словам, Брюссель не только готов сейчас сотрудничать с Украиной, но и даже до начала спецоперации вел подготовительную работу по принятию ее в «общеевропейский дом».

Однако, как обычно и бывает, столь глубокая бочка меда (хотя бы на уровне риторики) не могла не содержать в себе увесистую ложку дегтя. Во-первых, невзирая на рекомендации ЕК и даже итоги голосования в Европарламенте, конечная судьба членства украинского членства в ЕС — в руках лидеров действующих участников объединения. Среди них единства нет: достаточно вспомнить французского президента Эмманюэля Макрона, который еще весной заявлял, что вступление Украины в союз «нынешних условиях» (а они за прошедшие месяцы принципиально не изменились) было бы по меньшей мере нецелесообразным.

Во-вторых, даже если Киев добьется статуса кандидата, такое достижение станет весьма неоднозначным. Будь ЕС единогласно готов на безусловное «экстренное» принятие Украины, это одно, а вот в кандидатском качестве процесс окончательного вступления может затянуться на многие годы.

И за примерами далеко ходить не надо, речь даже не о сопоставимых постсоветских странах, а, в частности, о Турции, «наслаждающейся» статусом кандидата аж с конца прошлого века. При том, что именно эта страна в принципе стояла у истоков Евросоюза, входя в предшествовавшие ему структуры, «ассоциированным членом» которых стала еще в середине столетия. На стороне той же Турции — уникальное географическое положение, мощнейшие вооруженные силы, пусть это и непринципиально для ЕС, а также развитая экономика. И даже наличие этих неоспоримых «бонусов» за две с лишним декады Анкару с Брюсселем не сблизило.

Справедливости ради, в Еврокомиссии, конечно, Украину видят вовсе не через «розовые очки». По данным Bloomberg, Урсула фон дер Ляйен в Киеве подчеркнула, что украинским властям предстоит решить немало вопросов, связанных с демократическими свободами, борьбой с коррупцией и прочим. За этими общими словами стоят и числовые показатели. Международные кредиторы уже сбились со счета в предоставленных украинцам траншах, возместить которые Киев в кратксрочной перспективе точно не сможет — ему теперь еще и за американский ленд-лиз придется расплачиваться.

Форсированное принятие Украины создаст для ЕС и своего рода опасный прецедент, ведь при таком «особом отношении» у стран вроде Грузии возникнет закономерный вопрос — чем они хуже? Брюссель уже обозначил сроки принятия заявки от Тбилиси, это произойдет лишь в 2024 году, а затем время рассмотрения не ограничено ничем.

Сам Боррель еще в прошлом месяце обращался и к другому примеру — Албании и Северной Македонии. Тогда глава европейской дипломатии заявил, что промедление с принятием этих государств в ЕС вредит общему имиджу объединения, однако воз и ныне там, хотя обе страны в штатном режиме прошли все необходимые промежуточные этапы. Таким образом, чтобы избежать репутационных издержек, ЕК придется настаивать уже не только на привилегиях украинцам, а на общем расширении Евросоюза. Готов ли он к этому в условиях постоянных противоречий между действующими членами, станет понятно уже скоро: на 24-25 июня назначен саммит ЕС, где, в частности, на повестке будет поддержанная Европарламентом резолюция по Украине.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28802 от 14 июня 2022

Заголовок в газете: Киев поманили кандидатской степенью

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру