Народ нисколько не пугает ни вздорожавший бензин, ни подскочивший на 21% курс американского доллара. Не ропщут даже вечно недовольные пенсионеры. Выплаты от государства приходят им день в день. Пусть и не такие солидные. Что поделаешь, философия у теперешних «верхов» иная. Да и международная обстановка нынче запутанная.
Практически везде украинцы ощутили резкое падение зарплат по сравнению с прежним уровнем. В частном секторе, по словам опрошенных Нацбанком Украины моих соотечественников, оно составило от 25 до 50 процентов. Наиболее пострадали те, кто трудятся в сфере строительства и в добывающей отрасли. Та же «напасть» фиксируется на транспорте, в торговле, в энергетике и сфере услуг: там все чаще народ «обижают» уменьшенными на 10%-50% выплатами.
На селе, напротив, оплата труда не только не уменьшается, а еще и возрастает. Среди тех, кто в мае получили больше, чем в апреле, оказались водители, медики с фармацевтами, а еще занятые в перерабатывающей промышленности.
В бюджетном секторе видимость «финансовой стабильности» удается худо-бедно поддерживать с помощью... частичной отправки персонала в «простой» с выплатой им 2/3 положенных окладов.
Семьи тех, кто служит в регулярной армии, в силовых структурах или Территориальной обороне, чувствуют себя комфортнее, нежели напрямую зависимые от «просто» пенсий и социальных выплат. Пережив катастрофический обвал во второй половине февраля (когда, честно признаюсь, многие из моего окружения ждали со дня на день падения Киева и «веерной капитуляции» украинских вояк в остальных регионах республики), постепенно стал «оживать» рынок новых авто. В мае украинцы купили новых машин в два раза больше, чем в апреле. Откуда у них взялись на это благое дело деньги? Объяснения озвучивают всякие и разные. Включая удачно сданные в пункты приема металлолома тонны оставленной на полях недавних сражений военной техники...
После того как с улиц Киева, Одессы и прочих значимых стали убирать щедро наваленные мешки с песком и противотанковые «ежи», возобновился еще и прежний спрос на «бэушные» автомобили. Ассоциация «Укравтопром» посчитала: последних за период с 1 января по 1 июня накупили и зарегистрировали более 180 тысяч штук. То есть на 13% больше, чем за тот же спокойный отрезок 2021 года. Примерно 111 тысяч машин ввезены в расчете на бесплатную растаможку, их стоимость от $3 тыс. до $5 тыс. Самые популярные, как и в предыдущие годы, «немцы». Эти авто с пробегом в подавляющем большинстве случаев сошли с конвейеров до 2020 года. «Свежих», то есть позапрошлого и прошлого годов выпуска – лишь 1, 3%.
Еще недавно трудоспособные украинцы уезжали за рубеж в основном в статусе «заробитчан». Теперь их сменили беженцы. По данным МВД Украины, с начала активной фазы спецоперации страну покинули 7, 6 млн. человек. 60% людей, впрочем, в настоящее время вернулись на родину.
Управление Верховного комиссара ООН по правам беженцев рисует иную картину: выехали 6, 7 млн. украинцев, вернулись обратно 2,2 млн. То есть за пределами Родины остаются приблизительно 4,5 миллиона человек.
В ряде СМИ настойчиво внедряется тезис, будто украинские беженцы в Европе ужас как всем надоели. И что даже братья-поляки заставляют их идти на работу, а не сидеть на шее у приютивших беженцев щедрых хозяев. В действительности дело обстоит несколько иначе. Украинцы в мире издавна слывут чуть ли не самой «дешевой» рабсилой. Согласной выполнять производственные обязанности даже в Бельгии, Швеции и Германии, где моим соотечественникам до конца февраля-2022 выдавали на руки за их труд 2/3, а то и меньше от суммы вознаграждения «для своих». Тамошние работодатели уже не «налегают» на рабочую силу из Латвии, Литвы, Словакии, Эстонии или Польши, где «стоимость» одного работника чуть ли не в 10 раз меньше. Потому как становится все более престижным нанимать на непродолжительное время украинцев. Опять же, размер вознаграждения за труд всюду разный.
Пока одни украинцы подсчитывают будущие доходы от официального трудоустройства в зажиточных европейских странах (которые до этого решались связываться с ними крайне неохотно), другие у себя на родине «крутятся» с помощью куда более древних ремесел. Например, вяжут веники.
На севере Одесской области данным бизнесом «охвачены» сотни семей, проживающих в Савранском районе. Благодаря этим самым веникам сельчане строят себе шикарные дома, покупают импортные автомобили. Вдохновившись примером жителей «лесной Одесщины», древнее как мир ремесло распространилось на Житомирскую и Ровенскую области.
Технология нехитрая: весной засеять сорго полгектара земли, летом обеспечивать полив, осенью – сжать выращенное серпом. Почему серпом, а не комбайном? Так выгоднее, ибо комбайнеры требуют за свои услуги крупные суммы денег. В течение зимы все члены семьи не спеша вяжут ходовой товар. Практически весь раскупается на базаре до следующего сезона. Хочешь «быстрых денег» - оптовики с удовольствием скупят полтысячи или даже больше, правда, дешевле, чем поштучно. Веники из Украины охотно берут в соседней Белоруссии, потому как даже суперсовременная импортная бытовая техника их в квартире не заменит. Утихнет нынешний конфликт с Россией – и туда веники украинские повезут...
С едой для украинцев несколько «напряжённее». В особенности, в молочной сфере. Ассортимент в любом из продовольственных магазинов, конечно, пошире, чем в конце февраля и в первой половине марта. Но местных продуктов, которые стоят недорого, явно поубавилось. Причина, по словам главы украинской Ассоциации производителей молока Анны Лавренюк, проста. 42 процента всего украинского рынка «молочки» занимают Харьковская, Сумская, Киевская и Черниговская области. В первой по сей день продолжаются боевые действия, остальные частично были заняты в начале весны российскими войсками. В результате, были напрочь «снесены» цепочки поставки – между фермой, молзаводом и торговой сетью. Аналитики АПМ прогнозируют к концу 2022 года дальнейшее снижение промышленного поголовья, прежде всего в перечисленных выше 4-х регионах, даже при условии сохранения теперешнего статус-кво. Закупочные цены на сырое молоко от населения стали просто «смешными», да и вследствие подорожания бензина заготовители уже не объезжают личные хозяйства с целью сбора молочного сырья. Это логистически проигрышно.
Сами производители молока изо всех сил «оптимизируют» рационы питания и сокращают количество доек с трёх до двух. Да, это приводит к уменьшению предложения сырья, однако бизнес получает шанс удержаться на допустимом для себя уровне финансового баланса при сохранении в стране поголовья.
В любой из крупных продовольственных сетей сегодня можно наблюдать несметное количество импортных кисломолочных продуктов и сыров. Конечно, их завозили и в предыдущие годы, - но цены на это великолепие держали «божеские», доступные для простолюдинов. Кто будет покупать эти продукты сейчас, в условиях повального отказа украинских супермаркетов от «акционных предложений», - вопрос риторический.
Урожай-2022 в Украине, по сравнению с предыдущим годом, ожидается меньше на 40 процентов. Так утверждает первый заместитель министра агрополитики и продовольствия Тарас Высоцкий. Основная причина – потеря 25% пахотных земель. Собранного и складированного до 24 февраля, если верить Высоцкому, для нужд украинцев хватит с лихвой, даже можно хорошо на экспорте подзаработать. Каждый месяц Украина готова отправлять в другие страны по 2 миллиона тонн зерна. Ранее, напомню, этот показатель был втрое больше. То есть 6 млн. тонн.
Из-за продолжающихся военных действий резко сократились поступления в госбюджет. В апреле, по словам министра финансов Украины Сергея Марченко, Киеву достались лишь 70% от запланированных поступлений. Что изменилось в мае, неизвестно: данные все еще подсчитываются. Правительство предполагает ежемесячный размер дефицита бюджета не менее 5 миллиардов долларов. Без внешней поддержки точно не обойтись.