Виталий Хоценко - уроженец украинского Днепропетровска, но учился в Москве. Выпускник МГУ по специальности «социология», а также РАНХиГС по специальности «государственное регулирование экономики».
У нового премьер-министра ДНР достаточно влиятельный отец - Павел Хоценко, который был главой отдела по борьбе с организованной преступностью окружного МВД на Ямале, директором национального парка и заповедника «Утриш» в городе Сочи, а также возглавлял дирекцию по развитию гостиничного комплекса ЯНАО (Новый Уренгой). Сам Хоценко-младший также построил успешную карьеру. Начав с помощника члена Общественной палаты РФ, в 28 лет он уже был министром энергетики, промышленности и связи Ставропольского края и находился на этой должности шесть лет - с 2013 по 2019 год.
Предыдущий премьер-министр ДНР Александр Ананченко занимал этот пост с 2018 года. Денис Пушилин поблагодарил его за работу и предложил возглавить развитие госсектора.
Помимо назначения Хоценко, в ДНР произошли еще две знаковые кадровые перестановки, формирующие команду нового управленца: заместителем главы правительства Донецкой народной республики стал бывший помощник министра строительства и ЖКХ России Евгений Солнцев, а должность первого заместителя руководителя администрации главы ДНР получил Александр Костомаров, занимавший ранее пост первого заместителя губернатора Ульяновской области.
Назначение на руководящие должности команды из Москвы станет продолжением по сближению ДНР и России, как и единое правовое поле, объявленное ранее. «Московский комсомолец» попросил экспертов оценить смысл этих назначений.
«Нынешняя смена правительства говорит о том, что интеграция ДНР в экономику Российскую экономику идет усиленными темпами, - рассказывает политолог и специалист по Украине Александр Дудчак. - И назначение в состав правительства российских специалистов говорит о том, что планы на Донбасс у России большие.
Нужны профессионалы, которые знают реальности российской экономики, особенности взаимодействия с регионами. Эта практика будет перенесена на территорию ДНР. К тому же есть задача восстановить предприятия, значительное число которых было разрушено ещё до начала специальной военной операции. Они должны приносить пользу, а Донбасс - интегрироваться в экономику России и всего Евразийского объединения».
- Насколько сложно будет выполнить задачу по восстановлению экономики?
- А что здесь нереализуемого? После ВОВ вернулись к уровню довоенного производства уже в 1947 году - за 1,5 года. Нет ничего невозможного, пусть даже сейчас и не те мобилизационные возможности.
Директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов считает, что отставка прежнего состава правительства ДНР вызвана как раз ситуациями, связанными со специальной военной операцией.
«Вскрылись те просчеты, недоработки, некомпетенция, которые сопровождали работу как одной, так и другой республик, - поделился своим мнением эксперт, - По сути, это демонстрация того, что пришло время изменить ситуацию.
И вот тут ключевой вопрос, чтобы эти рокировки не были профанацией, замыливанием глаз, а новый кабинет министров демонстрировал эффективную и компетентную работу. Потому что без этого для жителей донбасских республик образ России и ее лидера, будет выглядеть в не самом привлекательном свете»
- Как думаете, чем обоснован такой выбор нового премьер-министра?
- Ситуация действительно крайне сложная, и работать на этой должности нужно 24 часа 7 дней в неделю. И есть такие люди, патриоты этой земли, которые понимают и знают этот регион и готовы там работать. Сейчас и увидим, будет новый кабинет министров виртуальным, просто для отвода глаз, либо это действительно будет команда профессионалов, способная переломить ситуация в республике.
- А смогут ли они, ведь промышленность лежит в руинах?
- Этот вопрос никто и не снимал. ДНР и ЛНР существуют восемь лет, а почему за это время не появились новые промышленные предприятия? Почему не были запущены те предприятия, которые работали до 2014 года? Это вопрос к руководству, кабинету министров и главам республик.
Зачастую складывается впечатление, что ключевые цели этих людей связаны не с эффективной работой на благо региона и населения, а с личной выгодой и самообогащением. Такое количество материалов было за это время в республиках, связанных с коррупционными схемами, с разворовыванием бюджетных российских денег, что я считаю актуальным провести ревизию.
Нужно переосмыслить ситуацию вокруг республики. Есть механизмы, подходы и инструменты того, как исправить эту ситуацию. Чтобы население этих республик не считало себя брошенными и кинутым, а, наоборот, видело ту работу, которая делается в их интересах, а не в интересах узкого круга лиц.
- Какие подходы нужно использовать, чтобы вернуть доверие людей?
- Когда я говорю о подходах, я подразумеваю, в первую очередь, открытость. Чтобы люди каждый день видели работу чиновников и министерств, была обратная связь.
У нас главная военная тайна - это бюджет республик на год. А так не может быть, поэтому появляются рецидивы, связанные с коррупцией.
Во-вторых, вопиющая оторванность представителей власти от народа. У нас министры и чиновники считают себя элитой региона, получают нормальные деньги, катаются на хороших машинах, обедают в хороших ресторанах, а подавляющее большинство населения и близко себе это позволить не может.
И в-третьих, используя ресурсы и возможности Российской Федерации, можно как восстанавливать промышленные объекты, так и создавать новые, сельскохозяйственные кластеры, например, и показывать историю успеха. Это тяжело, но необходимо. И только в этом случае люди, которые живут в Донбассе, особенно молодежь, будут видеть хоть какой-то образ будущего, потому что отсутствие понятного образа будущего предопределяет, что молодёжь будет покидать регион. Это системная проблема, которую очень сложно решить, но возможно.