Неподтвержденная информация о предстоящей ближневосточной поездке Байдена появилась почти одновременно с новостями, что Саудовская Аравия якобы наращивает объемы своей нефтяной добычи. Симптоматично, что и те, и другие данные были распространены, в первую очередь, американскими СМИ со ссылкой на неназванные источники. Очевидно, такое совпадение должно продемонстрировать, будто Эр-Рияд фактически внял увещеваниям Вашингтона о том, что надо увеличить экспорт нефти ради ослабления России.
Подбадривающие спекуляции сейчас нужны Белому дому как никогда. Над двусторонними отношениями с Эр-Риядом по-прежнему мрачной тенью нависает дело о жестоком убийстве в 2018 году саудовского журналиста Джамаля Хашогги, ранее проживавшего, помимо прочих стран, и в США. Хотя наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман и не был официально обвинен в причастности к этому чудовищному преступлению, по данным спецслужб Соединенных Штатов он был по меньшей мере в курсе подобных планов в его окружении. Такой настрой в отношении саудовского лидера, разумеется, не добавила прочности связям Вашингтона и Эр-Рияда.
Ну а кульминацией тлеющего противостояния можно по праву считать инцидент марта этого года. Тогда, на фоне проходившей чуть более недели российской спецоперации на Украине, Байден уже озаботился нефтяными проблемами и попытался связаться с руководителями Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Оба ответили отказом, да как: они не стали вести переговоры даже по телефону.
Как становится понятно из этого, проблемы у Белого дома с Эр-Риядом и Абу-Даби не ограничиваются только саудовским делом Хашогги. Страны Персидского залива обеспокоены и откровенно недовольны тем, что Байден всерьез готов вернуться к так называемой «ядерной сделке» с Ираном, вечным противником региональных арабских монархий. Если новое соглашение с Тегераном (взамен Совместного всеобъемлющего плана действий, из которого США вышли при президенте Дональде Трампе) будет подписано, то Исламская Республика получит возможность выйти из-под части наложенных на нее санкций и вернуться на нефтяной рынок.
Уже из этих опасений вытекает и другая причина, по которой той же Саудовской Аравии нет смысла, потакая желаниям США, увеличивать экспорт сырья. У королевства достаточно запасов нефти, поэтому информация американских СМИ о наращивании добычи звучат весьма сомнительно.
В то же время и высвобождать все сырье из хранилищ Эр-Рияд пока не заинтересован, приберегая его как раз на случай «иранского возвращения» в нефтяную игру. Тогда уже королевству волей-неволей придется, что называется, брать количеством, откровенно демпингуя на рынке.
На столь спорном фоне и вероятность успеха визита Байдена выглядит крайне низкой. Скорее, Вашингтон попытается достигнуть рамочных договоренностей на будущее, найдя компромиссы с Эр-Риядом по делу Хашогги и «ядерной сделке» с Тегераном. В противном случае рычагов воздействия на Саудовскую Аравию у США нет — нефть американцам нужна до такой степени, что «на столе» этой весной оказались уже варианты соглашения не только с Ираном, но и с не менее враждебной Венесуэлой.
Разумеется, эти признаки очевидной паники не ускользают от монархий Залива. Да и традиционным американским партнерам, Великобритании, пока удача на Ближнем Востоке не улыбается. Весеннее турне британского премьер-министра Бориса Джонсона по региону закончилось полным провалом: глава правительства наговорил общих фраз о развитии "зеленой энергетики" и потенциальных аравийских инвестициях в это, а нефти так и не получил. Собственно, еще тогда скептически настроенные англоязычные СМИ допускали, что Джонсона "продинамили" в Заливе именно в качестве предупреждения Байдену.
Даже отбросив в сторону такие противоречия, сам расчет Вашингтона на то, будто Эр-Рияду выгодно выступать на нефтяном рынке против Москвы, звучит наивно. Пытаясь в очередной раз подкрепить собственную гипотезу о том, что экспортеры нефти вот-вот потеснят Россию, американская пресса уже сообщала о "расколе" в ОПЕК+.
По данным СМИ — опубликованным, кстати, опять же незадолго до новостей о визите Байдена, — члены картеля якобы хотят исключить из него РФ. Проблема этой теории в том, что ОПЕК+ по сути неформальное объединение государств, не входящих в ОПЕК (Организацию стран-экспортеров нефти) и негласно возглавляемых именно Россией. Из членов картеля как раз на РФ приходится больший объем добычи нефти, чем суммарно на всех остальных, поэтому ее исключение было бы нонсенсом. Что же касается «стандартной» ОПЕК, то там Саудовская Аравия в любом случае вынуждена прислушиваться к партнерам, которым, как и ей, пока явно не по нраву американские пожелания.