Сам заголовок байденовской статьи настраивает на конкретику — «Что Америка будет и не будет делать на Украине» — однако стартует текст с многочисленных и уже ставших привычными общих заявлений про то, как украинский народ «вдохновил мир своей самоотверженностью, мужеством и боевым успехом», а «свободный мир и многие другие страны во главе с Соединенными Штатами встали на сторону Украины, предоставив беспрецедентную военную, гуманитарную и финансовую поддержку».
Что касается определенных шагов по поддержке Киева, то, по словам Байдена, Вашингтон предоставит «украинцам более совершенные ракетные системы и боеприпасы», а также продолжит сотрудничество с международными партнерами по введению антироссийских санкций — «самых жестких из когда-либо введенных в отношении крупной экономики».
Украина и далее будет получать переносные противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) "Джавелин", производство которых американский ВПК нарастил исключительно на фоне российской спецоперации, переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) "Стингер", вертолеты Ми-17, беспилотные летательные аппараты (БПЛА), а также многое другое, что уже было согласовано в прежних пакетах помощи.
Не забыл Байден об укреплении Североатлантического альянса. По словам президента, ожидаемое в скором времени (но пока тормозимое Турцией) вступление в НАТО Финляндии и Швеции усилит безопасность и самих Соединенных Штатов, и блока в целом. Однако, затрагивая натовскую активность, американский лидер не стал в этом контексте обострять проблему взаимоотношений с Москвой. По его словам, НАТО ни в коем случае не ищет конфликта с Россией и не собирается наносить удары по ее войскам.
«Несмотря на то, что я не согласен с господином Путиным и нахожу его действия возмутительными, Соединенные Штаты не будут пытаться добиться его изгнания в Москве», — также подчеркнул Байден, вновь заверив, что американский контингент на Украину отправлен не будет.
По словам президента, с начала спецоперации РФ его главным принципом был тезис о том, что ничего из касающегося самой Украины не может быть решено без ее участия. «Я не стану давить на украинское правительство — публично или в частном порядке — с целью сделать какие-либо территориальные уступки. Это было бы неправильно и противоречило бы общепризнанным принципам», — подчеркнул Байден, заверив, что Вашингтон, как и Киев, выступает за переговоры для выхода из кризиса.
Наконец, не обошлось и без темы перспектив ядерного конфликта. По мнению Байдена, Москва к такому сценарию не склоняется, несмотря на некоторые спекуляции в информационном пространстве, как и Вашингтон. «Позвольте мне внести ясность: любое применение ядерного оружия в этом конфликте в любом масштабе было бы совершенно неприемлемо для нас, как и для остального мира, и повлекло бы за собой тяжелые последствия», — написал американский президент.
Уже после публикации статьи Байдена ожидаемо появились и подробности относительно обнародованных им планов по поставкам Киеву «более совершенных ракетных систем». В частности, по словам представителя Белого дома, речь идет о реактивных системах залпового огня (РСЗО) M142 HIMARS. Эти ракетные комплексы на колесном шасси имеют внушительный запас хода до 500 км и примерно такую же максимальную дальность поражения, но она зависит от типа боеприпасов. В Вашингтоне пока пообещали снабдить Киев ракетами, рассчитанными на 80 км. Вероятно, этот лимит непосредственно связан с заявлением Байдена в его статье в New York Times — о том, что США «не поощряют и не позволяют Украине наносить удары за ее пределами».
В то же время, как заявил в разговоре с "МК" главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев, байденовскую статью в контексте оружейных поставок необходимо воспринимать не как декларацию о наличии каких-то ограничений, а как намек на будущее развитие событий.
«Все, что написал американский президент, это своего рода лишь словесная «дымовая завеса», — считает эксперт. — Сами США сделали важный шаг в эскалации российско-украинского противостояния, фактически создав для Украины возможности нанесения ударов по территории РФ, если даже не в глубине страны, но уже и не в приграничной зоне. После этого Байден заявляет о том, будто Америка дальнейших шагов якобы предпринимать не будет. Это связано как раз с тем, что на сегодня конфликт перешел в новую фазу, то есть с выведением в перспективе боевых действий за пределы Украины — по крайней мере, по западной задумке.
Американская администрация же своими заявлениями лишь оставляет себе возможность для маневра, чтобы «соскочить» в случае опасности, перевалив всю ответственность за неосторожные действия на Киев. Заявления о том, что США опасаются нецелевого использования украинцами оружия, уже ранее звучали, и эта стратегия по «методу тыка», прощупывания, проб и ошибок — будет сохраняться».
Изначально американская сторона исходила из ожиданий «увязания» России на Украине — собственно, Байден об этом упомянул и в статье, и до нее. Однако, отмечает Владимир Васильев, всем сейчас очевидно, «что РФ набирает очки, выполняя все поставленные задачи. По мере того, как Украина будет проигрывать, США, чтобы не допустить российского преимущества, будут опосредованно втягиваться. Возможно, эта стратегия была для них и изначальной. Как именно Соединенные Штаты будут действовать, сказать пока довольно сложно. Это может быть банальной авантюрой».
В основе украинской эскалации лежат и внутриамериканские расчеты, считает эксперт. Экономика в США переживает тяжелые времена, а в ноябре страну ждут промежуточные выборы в конгресс, перед которыми президент хочет сплотить электорат вокруг себя используя угрозу победы России не столько над Украиной, сколько над Америкой или НАТО — во всяком случае, в их медийной ипостаси.
«Поэтому никаких «красных линий» для Вашингтона нет, есть лишь заверения, будто дальнейших шагов не с американской стороны не последует, хотя понятно, что они уже запрограммированы, осталось лишь найти предлоги. Проблема для Байдена и в том, что сама его администрация запутывается, посылая обществу противоречивые сигналы. Поэтому сейчас он пытается действовать по-простому принципу, то есть показать, что якобы не хотел бы вмешательства США в конфликт, но потом заявить, что их все-таки «втянули», — заключил Владимир Васильев.