Еще в начале весны Лондон, пытаясь совладать с волной нелегальных мигрантов, усугубленной кризисом на Украине, принял решение отправить часть претендентов на британское убежище подальше от своих берегов.
Предполагается, что своеобразная «передержка» на территории Руанды, поможет разгрузить миграционные службы Соединенного Королевства. Переселенцы, отправленные в африканскую страну, будут жить там до окончания рассмотрения их миграционных заявок. Если обстоятельства дадут человеку право на убежище, то он за британский счет вернется на Туманный Альбион, где легально поселится в новом, беженском статусе. Если же соискатель встретит отказ, то уже за счет совместных усилий Лондона и Кигали его направят в родную страну.
В сделке с Руандой Великобритания, а конкретно — инициировавшая ее министр внутренних дел страны Прити Пател опиралась на австралийский опыт. Зеленый Континент уже несколько лет успешно противостоит нелегальной миграции, просто разворачивая лодки с беженцами и направляя их в центры временного содержания, например, в Новой Зеландии.
Впрочем, не всем в Лондоне австралийская схема пришлась по вкусу. Противники инициативы Пател отмечали, что претендентов на убежище дешевле будет разместить в отеле британской столицы, чем перевозить в Руанду. Не стоит забывать, что Великобритании придется заплатить не только непосредственно за содержание каждого нелегала, но и компенсировать расходы, связанные с перелетом в Африку персонала миграционных служб — именно британские специалисты на руандийской земле будут изучать заявки на убежище, а их проживание, дополнительная медстраховка и т.п. потребуют сверхзатрат по сравнению о штатной работой на родине.
Однако Прити Пател эти доводы, как и высказываемые многими сомнения исключительно этического характера, не остановили. В итоге мигранты получат и Руанду, и отель — причем весьма неплохой, во всяком случае, по местным меркам.
Как сообщает издание The Daily Mail, речь идет о гостинице Desir. Расположенная почти в самом центре Кигали, она оснащена бассейном, теннисным кортом, тренажерным залом и даже полем для гольфа. Ночь в отеле, удостоенном аж трех звезд — редкость для страны, — стоит примерно 40-50 фунтов стерлингов (порядка 3600 рублей) за двухместный номер. По меркам той же Великобритании, стоимость невелика, но не стоит забывать, что значительная часть населения африканской страны выживает на шокирующие суммы вроде 3 фунтов стерлингов в сутки (порядка 230 рублей), а теннисный корт видели либо через ограду отеля, либо по телевизору — если на него денег хватило.
Всего в Desir должно прибыть до сотни нелегалов. При этом известно, что примерно 10% мигрантов, задержанных британскими службами для отправки в Руанду, просто-напросто испугались ехать в далеко не самую стабильную страну региона, согласившись быть депортированными в родные государства.
Первый самолет с мигрантами может приземлиться в Кигали уже в середине июня, в преддверии конференции глав правительств стран Содружества наций, куда входят, собственно, Великобритания, Руанда и еще полсотни стран, в основном, из числа бывших британских колоний и протекторатов (к слову, франкоговорящая Руанда не была владением Великобритании, а находилась под бельгийским колониальным управлением – и тем не менее, является членом Содружества). Предполагается, что такой символизм должен будет продемонстрировать широкие возможности взаимодействия государств объединения.
В то же время руандийской стороной, очевидно, движет банальный денежный расчет. Как отмечают сотрудники гостиницы, и пандемия, и сам имидж страны вовсе не добавили бонусов просевшей местной туристической сфере. Теперь же у отеля, который из местных мало кто может себе позволить, будет примерно сотня «постояльцев» на весьма длительный срок, пока миграционные службы Великобритании изучат их досье. Заплатит за жильцов, конечно, Лондон.
Точная сумма сделки до сих пор не обнародована, но еще на стадии обсуждения в прессе фигурировали многомиллионные цифры. «Бизнес только восстанавливается после длительных сбоев, вызванных пандемией COVID-19. Так что сделка с мигрантами — долгожданное облегчение. Это повысит доходы нашего бизнеса», — отметила сотрудница администрации руандийского отеля Джеки Увамунгу.
В каждом номере гостиницы для мигрантов имеется телевизор, доступ к интернету, отдельная душевая комната и возможность заказа еды и спиртных напитков из местного ресторана. Вкупе с пресловутым полем для гольфа все это, конечно, мало радует обычных жителей Кигали. «Эти беженцы будут жить в роскоши, а мы живем в плохих условиях», «Нормальные люди в Руанде не могут позволить себе остаться на ночь в таком отеле», «Многие люди борются только за роскошь. У нас нет возможности ходить в бассейн, играть в теннис или гольф», — цитирует местное население британская пресса.
Впрочем, в наделавшем шума отеле лишь 72 номера, часть из которых занята группами зарубежных специалистов, прибывших в связи с собственными проектами. Так что для всех мигрантов, переправляемых из Великобритании, места в трехзвездочном Desir не хватит. Впрочем, другие места по описаниям в любом случае лучше, чем среднестатистический центр временного содержания. Гостевой дом с символичным название Hope ("Надежда") больше похож на бюджетный хостел, но даже в нем стоимость проживания способна впечатлить местных трудящихся: номер с отдельной ванной обойдется в 12 фунтов стерлингов (порядка 1000 рублей) за ночь.
«Детали сделки по приему мигрантов из Великобритании между Лондоном и Кигали являются государственной тайной», — подчеркнул руандийский источник, лишь больше провоцируя критику соглашения.
По данным WFP (Всемирная продовольственная программа — крупнейшая в мире гуманитарная организация, предоставляющая ежегодно около 4 млн тонн продуктов питания голодающим странам), около 38% руандийского населения живут за чертой бедности, а 35% детей в возрасте до пяти лет страдают от хронического недоедания. И получат ли они что-то сейчас — вопрос открытый.
В Великобритании противники Пател также по-прежнему считают, что решение о "передержке" нелегалов такой ценой было опрометчивым. Сторонники сделки бодро рапортуют о том, что 10% отказавшихся лететь в Руанду, — позитивный знак, будто бы таких людей со временем станет больше, а, значит, и затраты в итоге окажутся приемлемыми. Однако после новостей о номерах в Desir логично предположить: многие искатели убежища, даже понимая, что в Великобританию их в итоге вряд ли пустят, предпочтут хотя бы несколько месяцев пожить в относительной роскоши центра Кигали.