Во-первых, спровоцировать противника на упреждающие действия и начать «специальную военную операцию». Во-вторых, развязать всемирную кампанию поддержки «жертвы» и ненависти к «агрессору». В-третьих, мобилизовать сателлитов и даже просто «сочувствующих» на предоставление денег, оружия и советников, навязать санкции, наносящие ущерб, в том числе им самим. В-четвертых, продавать оружие и предоставлять его по ленд-лизу для активизации американской промышленности. В-пятых, держаться на безопасном расстоянии от настоящей войны.
Главное заявление Байдена в Токио с обещанием военной поддержки Тайваня — это двойная провокация. Он сделал еще один шаг в подталкивании Тайбэя к провозглашению независимости. Он также старается подтолкнуть Пекин сделать первый шаг к началу «специальной военной операции». Чиновники из Белого дома сразу стали корректировать слова патрона, намекая на очередной неудачный экспромт. Все помнят, как Байден называл Си Цзиньпина «уголовником», а Путина — «убийцей». Но недаром в Библии сказано: «По их делам вы узнаете, кто они такие. Собирают ли они виноград с терновника или смоквы с чертополоха?» На самом деле Америка делает именно то, что сказал «сонный Джо», — провоцирует Тайбэй на драку и дает ему надежду на помощь Большого Парня. В Пекине хотя и не чтят Священное Писание, но тоже четко разделяют слова и дела. В заключительный день пребывания президента США в Токио группа стратегических бомбардировщиков Китая и России в едином строю совершила патрулирование морских просторов вокруг Японских островов…
Поездка Байдена в Восточную Азию хорошо раскрывает основные аспекты его мировой стратегии. Возглавив токийский саммит КВАД (США, Япония, Индия и Австралия), он подчеркивает переход от традиционного азиатско-тихоокеанского к индо-тихоокеанскому формату. Это делается, чтобы перетянуть на свою сторону великую державу Индию и тем самым оказать большее давление на Китай и Россию. В Токио не был представлен блок АУКУС (Австралия, Англия, Япония и США). Вместе с Японией и Южной Кореей АУКУС уже используется в качестве «сторожевой башни» строящейся Америкой Великой Антикитайской стены. Он уже не нуждается в укреплении, как все еще рыхловатый КВАД. Итоги саммита только подтвердили это состояние — в коммюнике даже не упоминается Китай. Далеки от четких военизированных формулировок практически все решения токийского саммита.
В Токио много обсуждали новую американскую инициативу «Индо-Тихоокеанская экономическая структура» (ИТЭС, IPEF). Она еще не приобрела четкого содержания, но явно призвана исключить Китай из торгово-экономической жизни в регионе. Надеясь создать еще одну структуру, Вашингтон «не замечает» существования и реальной деятельности таких эффективных многосторонних организаций, как АСЕАН, АТЭС, инициатива «Шелковый путь», ВРЭП (Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство) и ТПП-2 (Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве).
Но не только из-за конкуренции региональных структур весьма сомнительно, что ИТЭС будет жизнеспособной организацией. Китай может предложить странам региона гораздо больше, чем Америка под любой вывеской. Его растущая экономика и богатеющий средний класс готовы покупать, покупать, покупать. Американский же рынок стагнирует, инфляция бьет рекорды. Кроме того, региональные лидеры помнят печальную судьбу Транстихоокеанского партнерства, созданного в 2016 году под большим давлением Америки с целью изоляции Китая, а затем оставленного самими США по прихоти президента Трампа в 2017 году.
Вояж Байдена подтверждает нарастание тенденции к переносу центра тяжести всей внешней политики на противостояние Китаю. «Глубинное государство» считает Пекин, а не Москву самой большой угрозой мировой гегемонии США. В Вашингтоне все чаще вслух говорят, что украинский кризис уже достиг своей главной цели — ослабил как Россию, так и Европу. Теперь пришло время начать обескровливать Китай и остальную Азию. Вашингтон был приятно удивлен активной поддержкой западными странами антироссийских санкций и других действий, противоречащих их же национальным интересам. Теперь он надеется достичь такого же уровня самоубийственной солидарности в борьбе против Китая.
Стоит усомниться в реальности такого сценария. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона продолжают рассматривать отношения с Китаем как важнейший вопрос не только экономики, но и национальной безопасности. Они связаны с Китаем многовековой историей, практически неразрывными торговыми и экономическими связями. Недавний провальный для США саммит стран АСЕАН в Вашингтоне наглядно показал нежелание стран ЮВА «сменить ориентацию». В 2021 году они стали важнейшими торговыми партнерами КНР с товарооборотом около 900 млрд долларов, оттеснив на второе место Евросоюз с 800 млрд и на третье место США с 700 млрд долларов. Пример стран Европы, расплачивающихся за антироссийские санкции дефицитами и инфляцией, тоже мало вдохновляет азиатов.
Отдельно стоит обратить внимание на позицию Японии. Премьер Фумио Кисида параллельно с поддержкой идеи Байдена о создании ИТЭС/IPEF попросил США вернуться к Транстихоокеанскому партнерству и фактически возглавить его. Токио хочет выглядеть самым надежным союзником в обмен на разрешение снять остатки негласных антивоенных и антиядерных ограничений. Разыгрывая китайскую карту, Токио надеется вновь стать великой и независимой нацией. Обещание Байдена помочь Японии занять постоянное место в Совете Безопасности ООН крайне выгодно Токио. Страна восходящего солнца заинтересована в том, чтобы играть глобальную роль. При этом растущая враждебность Японии к России и Китаю становится неотъемлемой составляющей этой роли. В Токио рассматривают создание антикитайского альянса в качестве эффективного инструмента ослабления как Китая, так и Америки. В условиях военной напряженности будет легче пересмотреть пацифистскую конституцию и наконец реализовать мечту о собственном ядерном оружии.
Токийский отрезок стал самым насыщенным в первой тихоокеанской поездке президента Байдена. Он не пожалел остающихся сил на попытку воздвигнуть Великую Антикитайскую стену и вовлечь в этот проект страны Индо-Тихоокеанского бассейна. Учинив хаос на Западе, Америка начинает строить козни на Востоке.