Но вопрос не в том, кто кому «толкает» на украинском черном рынке американскую помощь, а в том, почему у ВСУ есть такая спутниковая аппаратура для связи и есть ли она у наших бойцов? Эти вопросы «МК» задал экспертам.
После войны «08.08.08» по принуждению Грузии к миру вскрылись проблемы с военной связью. В течение нескольких следующих лет чиновники всех уровней рассказывали, что проблема известна и вот-вот будет решена. И что же теперь? Всякие там «калыны-волыны», сидя на «Азовстали», снимали видеоролики и через спутники Илона Маска отправляли послания всем кому не лень - от папы римского до Красного Креста. А мы ничего с этим не могли поделать.
В группировке спутников связи Starlink Илона Маска более 2400 аппаратов на низкой околоземной орбите. И украинская армия этими спутниками, обеспечивающими, помимо всего прочего, доступ в Интернет, активно пользуется.
Получается, украинская армия более продвинута в спутниковой связи, чем наша?
Вот что по этому поводу рассказал «МК» эксперт в области космонавтики Игорь Лисов:
- Что необходимо сделать чтобы кардинально решить проблему обеспечения наших военных спутниковой связью?
- Во-первых, понять, что ничего меньше, чем за пять лет, принципиально решить нельзя. Вот прямо сейчас кардинального решения не будет. Отправить в космос можно только то, что запустили в проектирование пять лет назад, а в производство - год назад. Поэтому мы запускаем только то, что у нас есть. Ничего другого из воздуха не возникнет. И те же китайцы, к примеру, нам этого не продадут.
- То есть эта проблема долгосрочная?
- Безусловно. Скажем так: если очень сильно напрячься, то ее можно решить менее, чем за пять лет. Но точно не за неделю, не за месяц и даже не за год. То, что происходит сейчас, заложено всей предыдущей историей развития.
- Наша космическая история самая долгая. Но, получается, что в части космической связи нас сейчас опережают не только США, но и Китай. Почему?
- Китайцы запускают по 50 ракет в год с космическими спутниками на борту. Примерно столько же, сколько и США. У китайцев на каждой космической ракете практически всегда стоит что-то новое. Они не тиражируют одно и тоже решение на протяжении десяти лет. У них сейчас срок смены космических систем - порядка 5 лет. То есть запустили 3-4 аппарата, которые завязаны в одну систему, а через 5 лет им на смену идет следующая версия. И все это методично, аккуратно, близко к стопроцентной надежности. Остается только завидовать. К сожалению, нам до этого далеко.
В свою очередь, военный аналитик, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков сказал «МК»:
- Если говорить о нашей спутниковой группировке, то в сравнении с тем, что она представляла в советские времена - это небо и земля. Раньше у нас спутников было намного больше, чем сейчас.
Справка «МК»
Спутниковая группировка США составляет порядка 1400 космических аппаратов (без учета 2400 спутников Starlink). У Китая второе место - более 350. У России орбитальная группировка - порядка 150 спутников различного назначения.
Спутников дистанционного зондирования Земли, решающих проблемы картографии, у нас наблюдается дефицит. Их менее десяти. Эта спутниковая группировка должна насчитывать как минимум 18-20 спутников, лучше 24. Это необходимо, чтобы обновление информации происходило каждый час. Что касается непосредственно спутников связи, то здесь у нас дефицит порядка 30 спутников.
По некоторым спутниковым группировкам нам удаётся решить проблему. Например, по навигационным спутникам ГЛОНАСС мы имеем полную спутниковую группировку. Но по аппаратам другого назначения у нас, повторю, дефицит большой.
К примеру, возьмём группировку низкоорбитальных спутников связи «Гонец». Планировалось, что это она будет составлять 32 спутника на орбите. И мы её сейчас восполнили. Она покрывает большую часть нашей территории, обеспечивая связь и вне ее пределов. Но хочется все равно большего, так как связь она обеспечивает, а такую вещь как глобальный Интернет - нет.
Если взять американский аналог - спутниковую группировку «Иридиум», то в ней 66 спутников. И кстати, в свое время мы помогали им выводить эти спутники на орбиту своими ракетами, запуская их с Байконура. Сначала это орбитальная группировка была вроде как коммерческая. Но как только мы вывели эти спутники на орбиту, компания-владелец сразу обанкротилась. Группировку «приватизировало» НАТО, начав использовать в своих целях.
Но самые большие вопросы у нас, конечно, связаны с разведывательными спутниками. У нас на орбите находится порядка 20 таких спутников. А у американцев эти задачи выполняют 90 спутников. Среди них есть и ретрансляторы, и спутники радиотехнической разведки, и так называемой видовой разведки. Но если учесть, что к этой работе привлекаются еще и спутники дистанционного зондирования Земли, причем не только их собственные, но и других стран НАТО, к примеру, французские спутники SPOT, то сейчас над зоной боевых действий на ВСУ работает 300 спутников. А у нас всего 20. Почувствуйте разницу.
Безусловно, это связано с определенными проблемами в нашей космической отрасли. Ранее планировался ряд запусков спутников, но многие были перенесены. По каким причинам - сейчас говорить сложно. Роскосмос засекретил все эти данные.
Однако не секрет, что системные проблемы нашей космической отрасли начались еще в 1991 году. Космическая отрасль у нас долгое время напоминала черную дыру, куда улетали огромные средства, а выхода никакого не было.
У наших военных к нашей космической группировке были вопросы не только в период событий в Грузии. Их много возникло и с началом военной операции в Сирии. Тогда было огромное количество замечаний со стороны нашего военного командования к прежнему руководству Роскосмоса. Когда выяснилось, что то руководство не способно решить необходимые для военных задачи, произошла его ротация. Новому руководителю предстояло расчистить «авгиевы конюшни», выгребая грязь многочисленных коррупционных схем. Вскрывались огромные хищения. Но главный ущерб, который нанесли коррупционеры, это вымывание квалифицированных кадров отрасли.
Выводы сделаны, решения приняты. Сейчас в космической отрасли происходят многочисленные оздоровительные процессы, в том числе - спасибо санкциям - связанные с разрывом связей с различными недружественными государствами.
Стало окончательно ясно: по многим темам нужно работать и добиваться всего самим. И заниматься сейчас не какими-то фантастическими прожектами освоения Марса, а тем, что находится у нас на орбите. И в первую очередь всем, что связано с обороноспособностью страны. При этом группировку, которая у нас сейчас имеется под эти задачи, нужно увеличивать в несколько раз. Еще необходимо иметь запас спутников на случай возникновения глобального конфликта. И спутники эти должны быть разные, в том числе малоразмерные, которые когда-то мы умели прекрасно запускать с помощью наших баллистических ракет, снятых с боевого дежурства.