Правительство Квебека успешно провело масштабные меры по защите французского языка, которая, как предупреждают критики, изменит все аспекты общественной жизни.
Как пишет The Guardian, законопроект, принятый во вторник днем в национальном собрании провинции, требует, чтобы новые иммигранты и беженцы общались с официальными лицами Квебека исключительно на французском языке через шесть месяцев после прибытия, иначе им грозит отказ от обслуживания. Законопроект также ограничивает использование английского языка в правовой системе и ограничивает прием в англоязычные школы провинции.
Правящая «Коалиция за будущее Квебека» получила поддержку левой партии «Солидарный Квебек»в принятии законопроекта 78 голосами «за» при 29 «против». Квебекские либералы проголосовали против законопроекта, заявив, что он зашел слишком далеко. Но с другой стороны, сепаратистская Партия Квебека недовольно тем, что законодательство не зашло достаточно далеко.
Отмечая принятие законопроекта, премьер-министр провинции Франсуа Лего назвал его попыткой усилить защиту официального языка Квебека. Премьер также отверг опасения, что закон ущемляет права языковых меньшинств.
«Я не знаю языкового меньшинства, которое лучше обслуживается на своем родном языке, чем англоязычное сообщество в Квебеке, – сказал глава провинциального правительства во вторник. – Мы гордимся этим, и мы также гордимся тем, что являемся франкоязычной нацией в Северной Америке, и наш долг – защищать наш общий язык».
Напомним, что Квебек – одна из самых больших по территорию и населению провинций Канады. Французский язык является родным для более чем 80% населения региона.
Политический статус Квебека определен в конституции Канады. Провинция имеет полномочия принимать законы во многих областях, в том числе имущественном и гражданском праве, отправлении правосудия, в сфере здравоохранения и образования. Периодически в Квебеке вспыхивают дебаты о статусе провинции. В то время как сепаратисты настаивают на отделении Квебека, сторонники федерализма настаивают на сохранении региона в составе Канады. Различные проекты конституционных реформ или независимости, в том числе референдумы 1980 и 1995 годов, не привели к отделению от Канады, но позволили провинции добиться значительной автономии в решении ряда вопросов.
В 2019 году Квебек отказал в проживании женщине из Франции, утверждая, что она не может доказать, что говорит по-французски. А в ноябре глава крупнейшей авиакомпании страны подвергся осуждению за то, что признал, что никогда не изучал французский язык, несмотря на то, что прожил в Монреале 14 лет.
Франсуа Лего заявил, что критики законопроекта подливали «масло в огонь» «дезинформации», которая распространялась по всей провинции перед голосованием.
«Мы стремимся защитить ваш доступ к здравоохранению на английском языке. Это историческое обещание, которое мы сдержим, и у вас по-прежнему будут англоязычные больницы, школы… и университеты», – сказал квебекский премьер, отметая опасения, что те, кто обращается за медицинской помощью на английском языке, столкнутся с новыми препятствиями.
В последние недели тысячи людей протестовали против законопроекта на фоне опасений, что многие общественные услуги будут сокращены.
Принятый законопроект «является самым значительным нарушением прав человека в истории Квебека и Канады», – говорится в заявлении Марлен Дженнингс, главы Сети общественных групп Квебека, которая защищает права англоязычных жителей провинции. «Этот закон лишает от 300 до 500 тысяч англоговорящих жителей Квебека права на доступ к услугам на английском языке», – сказала она.
Джулиус Грей, юрист, возглавляющий борьбу против законопроекта, в интервью CTV News назвал его принятие одним из «самых беспричинных случаев применения власти, которые я когда-либо видел». Грей сказал, что он и другие юристы планировали подать ряд юридических исков, добавив, что они будут бороться с этим вплоть до Организации Объединенных Наций.
Законопроект также подвергся критике со стороны групп коренных народов, которые говорят, что он подрывает языковые права коренных народов.
Ранее в этом месяце Haudenosaunee Longhouse, традиционное правительство могавков в общине Канаваке, пообещало бросить вызов закону, заявив в своем заявлении, что законопроект «никогда не будет применяться» к его людям на землях их предков.
Задействовав законодательный механизм, известный как «оговорка несмотря ни на что», чтобы сделать закон невосприимчивым к конституционным оспариваниям, правительство Квебека значительно уменьшило шансы на вмешательство федерального правительства. Канадский Джастин Трюдо чей избирательный округ находится в Квебеке, осторожно критиковал закон, лишь заявив журналистам, что у него есть «озабоченность» содержанием законопроекта.