В пояснительной записке отмечалось: для применения высокоточного оружия и эксплуатации военной техники необходимо высококвалифицированные специалисты, которыми становятся к 40-45 годам. Пока действует норма закона, согласно которой первый контракт о прохождении военной службы могут заключить граждане в возрасте от 18 до 40 лет и иностранцы в возрасте от 18 до 30 лет.
Новый закон отменяет возрастной предел для заключения первого контракта о прохождении военной службы. По мнению политолога Дмитрия Абзалова, запустить такую инициативу было решено в том числе и для того, чтобы максимально мягко пополнить резерв армии:
— На сегодняшний день существуют ограничения, связанные с заключением первого контракта. Как правило, значительная граждан заключает первый контракт сразу после прохождения срочной службы. Вместе с тем существует большое число граждан, которые заключают контракт через некоторое время после прохождения срочной службы. Вот о них и идет речь.
Представлявший законопроект замглавы военного ведомства Николай Панков рассказал, что рядовые и сержанты запаса стоят на воинском учете до 50-летнего возраста. «Это та категория, с которой можно работать», — сказал Панков. Он привел пример обращения к нему мужчины в возрасте 41 года. Ему кадры отказали в оформлении на военную службу по контракту. «Я классный водитель, — переда Панков слова запасника, — я хочу пойти в 7-ю десантно-штурмовую бригаду водителем "КамАЗа", меня готовы взять. Но я не попадаю — мне чуть больше сорока лет». По словам замминистра, ничего плохого нет в том, что в армию будут брать возрастных контрактников на должности водителей, поваров, фельдшеров.
С учетом того, что использовать систему массового призыва сегодня никто не собирается, как раз и принимаются такие шаги, как отмена возрастного предела для заключения первого контракта о прохождении службы в армии. То есть речь идет о том, чтобы пополнять резерв за счет привлечения на контракт возрастных граждан в возрасте 40-45+.
— В пояснительной записке также говорится, что главная цель законопроекта – это привлечение высококвалифицированных специалистов.
— Как показывает практика современных международных конфликтов, возрастной контингент действительно является наиболее опытным в использовании сложного вида вооружения. Речь идет не о каких-нибудь дронах, а о тяжелых видах вооружения. Для того чтобы обучить человека с нуля или переобучить, необходимо больше времени и издержек.
— Поможет ли эта инициатива, скажем так, легализовать добровольцев, задействованных в спецоперации на Украине, но, в отличие от контрактников, не имеющих никаких льгот и гарантий?
— Значительная часть подразделений в ДНР и ЛНР укомплектована в том числе возрастными военнослужащими. Действительно, есть история с добровольцами, которые формально не имеют статуса. И в случае их гибели или ранений работает совсем другая юридическая система. Поэтому с большой долей вероятности речь идет о расширении возрастного контингента, легализации собственно таких военных групп.
Кстати, стоит отметить, что в США нет концепции призыва как такового. Помимо того, что там есть частные военные компании — ЧВК, там очень серьёзно расширены возможности контрактной системы. Но даже страны, которые обладают более жесткой формой призывной системы, возьмем в пример тот же Израиль, все равно активно используют ресурсы контракта для стратегических позиций, потому что по-другому выполнять задачи сложно.