Проект предлагает внести изменения в устав внутренней службы вооруженных сил Украины (ВСУ). Устав дает полномочия командирам прекращать криминальные правонарушения подчиненных в условиях особого периода: «в боевой обстановке командир (начальник) может применить оружие или отдать подчиненным приказ о его применении, если иным способом невозможно прекратить криминальное правонарушение, при этом не причиняя смерти военнослужащему». Вот это последнее ограничение – «не причиняя смерти военнослужащему» – и предлагается отменить.
– Этот законопроект фактически легализует убийство подчиненных командным составом, – говорит боец с позывным «Ситх». – Раньше, какое-то время назад, такие действия в рядах украинской армии всячески скрывались. Функцию карательных органов выполняли нацбаты. Они выступали в роли своеобразных заградотрядов, когда военнослужащих сдающихся в плен просто ликвидировали выстрелами в спину.
Также неонацисты не брезговали прибегать к шантажу и угрозам в адрес семей военных, не готовых продолжать вести боевые действия. Звонили женам, детям, запугивали их. Военнослужащих шантажировали, рассказывали какие-то факты из жизни их близких, тем самым давая понять, что владеют полной информацией о местонахождении их родных. Таким образом, человек просто боялся за семью, и это подвигало его оставаться в окопах. Но даже такие подлые меры на сегодняшний день перестают работать.
Сейчас ситуация с моральной обстановкой военнослужащих украинских формирований настолько тяжела, что приходится задумываться о принятии таких законов, чтобы развязать руки офицерам. Но у любой медали есть оборотная сторона.
– Насколько оправданы такие меры?
– Неоправданы, и это показывает история. Даже в таких мотивированных подразделениях, начиная от «Азова» и «Айдара» (террористические организации, запрещены в РФ. – «МК»), заканчивая прочей менее значимой шушерой, имело место сопротивление жестким требованиям дисциплины. Ни для кого не секрет, что у нацбатовцев в отношении своих же применялись и штрафы, и телесные наказания, и даже расстрелы. И что мы видим в итоге? Весь «Азов» в полном составе сдался в плен. Значит, насильственные меры неэффективны.
Понимая, что командование может в любой момент стать угрозой, солдаты будут видеть в офицерах не своих боевых товарищей, а противников. Офицеры из авторитетных лидеров превратятся в ненавистных надзирателей. Такие взаимоотношения внутри подразделений ничего хорошего не сулят. Думаю, офицерскому корпусу Украины придется не сладко.
– Если этот проект вступит в законную силу, стоит ли ожидать, что еще больше украинских военных начнут сдаваться в плен?
– Несомненно. Подобный закон подвигнет военнослужащих украинской армии, которые не запятнали себя убийствами мирного населения, складывать оружие и покидать позиции. Попытки сдаваться в плен целыми подразделениями были и раньше, а после сдачи батальона «Азов» все поняли, что никаких последствий, таких, как массовые расстрелы, со стороны Российской Федерации и корпусов Народной милиции ДНР и ЛНР к ним применяться не будет. Даже таких отморозков поместили в фильтрационные пункты, где лечат, кормят, и ни о какой казни за совершенные ими преступления речь не идет. Только о суде. Безусловно, этот законопроект для Украины является краеугольным. Он, как своеобразный Рубикон, разделит жизнь армии на «до и после». С одной стороны, казалось бы, это направлено на усиление дисциплины, но с другой – мы все понимаем, что такие драконовские меры ведут только к одному – к бунтам. Это мина, заложенная законодателями Украины под собственную армию.
– Неужели сами законодатели не понимают, какие последствия может повлечь принятие подобного закона?
– На Украине ведется виртуальная война в информационном пространстве, где, по их версии, украинцы постоянно побеждают. Те люди, которые принимают решения и законы, оторваны от тех, кто сидит в окопах, подвергается артиллерийским обстрелам и гибнет сотнями. Это два совершенно несочетаемых мира. Так же, как сейчас Киев и Львов живут отдельной жизнью, отличной от той, что идет в той же Авдеевке или Северодонецке. Это две разные Украины, которые нигде не пересекаются. Люди, принимающие законы, далеки от реальности, и в силу этой оторванности то, что им кажется действенным, всегда будет иметь обратный эффект. Я думаю, что сейчас украинская армия как никогда близка к развалу.