Шойгу отметил, что применение беспилотных аппаратов в армии выросло за десять лет в 7 раз. Годовой налет увеличился в 23 раза. В Сирии дроны выполнили с 2015 года 58 тыс. полетов. Общий налет превысил 377 тыс. часов.
За время специальной военной операции на Украине общий налет беспилотников с 24 февраля составил 25 тыс. часов.
Тем не менее, пока Россия в области беспилотной авиации - в роли догоняющих. Дронов большой продолжительности полета, способных нести бомбы и ракеты - единицы. И этот отставание предстоит ликвидировать. Так считает член экспертного совета Общероссийского движения «Сильная Россия», заслуженный военный летчик РФ, экс-начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания генерал-майор Владимир Попов.
По его словам, серьезные ошибки были допущены в области развития беспилотников в нашей стране в 90-е годы. Дело в том, что СССР в свое время лидировал в мире по количеству и качеству беспилотных аппаратов.
- Беспилотники у нас были на вооружении еще с конца 70-х годов прошлого века, - сказал Попов. - Несколько эскадрилий было разбросано по стране. Отработана для них оперативно-тактическая обстановка. Технологии были отработаны: как запускать, как встречать, как летать. В 80-е - начале 90-х они уже стояли на вооружении. Были отдельные эскадрильи специального назначения беспилотных самолетов-разведчиков. Например, Ту-141 или Ту-143. Они были реактивные, мощные, высотные, скоростные. Летали даже в пределах сверхзвуковой скорости - до 1200 км/ч.
Были также аппараты меньшей размерности - «Шмель», «Пчела».
И безусловно, кто-то прав, если задает вопрос: почему у нас сегодня нет того, другого». То, что мы знали и имели, Запад взял на вооружение эти технологии и начал развивать.
Надо было технологические новинки внедрять в военные программы. А мы отстали. Вначале из-за развала Советского Союза. Потом просто запустили это направление. А зря. Вперед в 90-е годы вырвались США, Израиль.
Хочу напомнить, что в США и Израиль в то время уехало много наших специалистов из СССР. Уехали как раз те специалисты, которые в этой области имели не последнее значение. Это были идеологи направления развития беспилотной авиации. И вот поэтому их использовали по полной программе. Они увезли наработки, идеи, как говорится - мозги.
Сейчас мы начинаем снова восстанавливать и учиться у остальных. Стараемся наверстать упущенное за последние 30 лет.
После опыта работы в Чечне и Сирии, мы видим, что компонент беспилотной авиации безусловно является важным и достаточно эффективным. И, наверное, экономически выгодным.
Спектр беспилотных средств у нас достаточно широк. Например, «Форпост», «Орион», «Гелиос», «Корсар». Есть дроны-камикадзе. При достижении цели дрон пикирует на нее, нанося удар сначала своей массой, а затем детонирует взрывчатое вещество. Может уничтожить РЛС, ДОТ, ДЗОТ. Есть промышленные образцы, но пока их мало.
Именно поэтому министр обороны объявил о дальнейшем развитии этой отрасли - беспилотных разведчиков, ударных аппаратов. Принято решение о том, чтобы брать все эти мощнейшие комплексы на вооружение и ускорять их производство для массового применения.