Корея вместо Украины: чего ждать от первого визита Байдена в Азию

Президент США отправился в неожиданное азиатское турне

Американский лидер Джо Байден в четверг отбыл в первую на президентском посту поездку по Азии. В планах четырехдневного визита — переговоры с традиционными региональными союзниками США: Японией и Южной Кореей. Однако наблюдатели в один голос отмечают, что основная цель, безусловно, это не просто сотрудничество, а наращивание совместных усилий по всестороннему сдерживанию Китая. О том, что Пекин в Вашингтоне воспринимают уже как, возможно, самую серьезную опасность, свидетельствует и выбранный Байденом момент.

Президент США отправился в неожиданное азиатское турне

Официально мини-турне американского президента стартует в пятницу, 20 мая в Сеуле. В столице Южной Кореи Байдену предстоит встреча с новым президентом республики Юн Сок Елем, который лишь на прошлой неделе вступил в должность.

Встреча двух лидеров — не единственный эксклюзив. Хотя Джо Байден во время предвыборной кампании уделял значительное внимание вопросам сдерживания Китая и вытекающему из этого сотрудничеству с Сеулом и Токио, в обе столицы в президентском статусе он отправляется впервые.

После Сеула последует перелет в Токио, где повестка будет более обширной: действующим руководителям США и Японии уже доводилось общаться и основные направления ими были неоднократно обсуждены.

Американские СМИ в унисон отмечают: турне Байдена несколько запоздало и списать это на ожидание избрания нового южнокорейского лидера было бы неверно. Вероятнее всего, дело в растущих опасениях Белого дома по поводу Китая, в свете которых приходится менять приоритеты. Сперва региональные визиты Байдена были затруднены пандемией, потом он оказался слишком занят выводом войск из Афганистана и его последствиями, сейчас же условия еще куда жестче: к украинскому кризису добавились спровоцированные Турцией проблемы в НАТО, которые Вашингтон обязался решить максимально быстро. Однако азиатский визит решено провести.

Стоит отметить, что и в КНР возобновляющейся активностью Соединенных Штатов недовольны. «Китай выступает против создания блокового антагонизма или сепаратистской конфронтации в Азиатско-Тихоокеанском регионе», — заявил недавно представитель китайского посольства в Вашингтоне Лю Пэнъюй, намекая на весенние контакты американских конгрессменов с представителями Тайваня.

Министр иностранных дел Китая Ван И в свою очередь незадолго до вылета Байдена в Сеул связался по телефону со своим южнокорейским коллегой, заявив о необходимости «предотвратить риск новой «холодной войны» и противостоять конфронтации между двумя лагерями».

После этого дипломат позвонил и в Токио, высказавшись еще более категорично: «Ван И напомнил, что в ближайшее время японская сторона проведет саммит «Четырехстороннего механизма» между США, Японией, Индией и Австралией («Четырехсторонний диалог по безопасности» также известен как QUAD. — «МК»). Что вызывает озабоченность и бдительность, так это то, насколько так называемые совместные усилия Японии и США по противостоянию Китаю были безудержными до поездки американского лидера", — говорится в заявлении китайского внешнеполитического ведомства.

А предшественник Ван И на посту главы МИД Ян Цзечи пожаловался советнику Байдена по национальной безопасности Джейку Салливану, на то, что «американская сторона предприняла ряд неверных слов и действий, чтобы вмешаться во внутренние дела Китая и нанести ущерб интересам КНР», — слова влиятельного дипломата цитирует китайское государственное информационное агентство Синьхуа.

Салливан градус напряженности не понизил — скорее, наоборот. «Послание, которое мы пытаемся донести в этой поездке (президента), — это послание о положительном видении того, как может выглядеть мир, если демократии и открытые общества объединятся, чтобы сформировать "правила дорожного движения", чтобы определить архитектуру безопасности региона, чтобы укрепить прочные, мощные исторические союзы. Мы думаем, что это сообщение будет услышано повсюду, мы думаем, что оно будет услышано в Пекине», — заявил он.

В итоге перед Байденом стоит несколько вполне конкретных задач.

Во-первых, убеждено экспертное сообщество, для президента главное — дать четкий предупредительный сигнал властям КНР, в том числе, и касаемо недопустимости агрессии по отношению к американским союзникам.

«Как экономический гигант Китай стал очень важным, но у него также есть и дипломатия "волка-воина", и он пинает к черту любую страну среднего размера, которая враждует с ним, поэтому (Соединенные Штаты) играют важную роль в безопасности и экономике в Индо-Тихоокеанском регионе», — отметил, в частности, бывший помощник госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихого океана Джеймс Келли.

Второй немаловажный вопрос — объединение самих американских партнеров, которые подчас увлекаются спорами между собой в ущерб общим интересам. Так, исключение Японией Южной Кореи из списка предпочтительных торговых партнеров в 2019 году привело к обвинениям из Сеула в адрес Токио: якобы японцы фактически приравняли южнокорейцев к враждебной нации. За три года власти в обеих странах сменились, но, как говорится, "осадок остался": лишь на прошлой неделе было сделано совместное заявление о скором полном восстановлении отношений.

«Я не слишком оптимистичен на данный счет, — отметил в связи с этим сенатор Билл Хагерти, бывший посол США в Японии. — Потому что я наблюдаю за этими отношениями на протяжении десятилетий. И когда в стране дела идут плохо, с политической точки зрения часто легко возродить внешнюю напряженность как инструмент внутренней консолидации». Ожидается, что южнокорейский лидер в качестве жеста примирения со стороны США (но, по сути, от лица всех союзников) может быть приглашен на встречу QUAD, которая завершит турне Байдена.

Третий аспект — сотрудничество в области экономики. Министр торговли Соединенных Штатов Джина Раймондо на днях подтвердила, что американский президент, находясь в Токио, официально запустит Индо-Тихоокеанскую экономическую программу — широко разрекламированную инициативу в области региональной торговли. Эта стратегия, несмотря на жесткий пиар со стороны Белого дома, до сих пор была в основном объектом заочной критики: о ней мало что известно как с точки зрения будущих затрат, так и в плане предполагаемой выгоды. Те немногие детали, которые опубликовала администрация США, предполагают, что новая международная сделка позволит странам-участницам взять на себя определенные обязательства по таким вопросам, как цепочки поставок, цифровое регулирование, "зеленая" энергетика и налогообложение.

При этом в обмен программа не предоставит традиционного преимущества, например, в виде расширенного доступа к рынку. Что пообещает Байден в качестве "пряника» партнерам — один из ключевых вопросов турне, и в этом случае от конкретных экономических расчетов зависит будущая политическая солидарность.

Несмотря на запоздалый характер байденовских шагов, аналитики признают, что пока для них еще есть время, пусть даже в обрез. И с точки зрения воздействия на Китай (в том числе, и по российско-украинскому досье) объединить союзников гораздо эффективнее угроз, которых Пекин не страшится. «Мощные партнеры США в регионе гораздо лучше сдержат КНР только фактом присутствия, чем санкции вроде антироссийских», — отметил перед визитом Байдена в Сеул один из представителей Белого дома.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру