Все последние века Украина рвалась к самостийности. Во всем, вплоть до придания «особости» христианским религиозным догматам. Первый скандал с переводом Библии на украинский произошел в середине XIX в., когда библейское выражение «Да уповает Израиль на Господа» было переведено как «Хай дуфае Сруль на Пана». О «Сруле» на время забыли.
Но украинофилы не унимались. В украинском «Молитовнике», второе издание которого вышло в немецком Мангейме в 1945 г., имена святых заменены простонародными «Василь, Гнат, Полинарка». Женские имена звучали особенно дико, когда перед ними шли «мученица» или «преподобная»: «святыя мученицы Параська и Явдоха», «мученицы Палажка и Юлька», «преподобная Хивря».
Русская интеллигенция любила малороссийский язык, но как интересное культурное явление, точнее, «слабую тень исчезающего наречия». Первая «Грамматика малороссийского наречия» вышла в Петербурге в 1818 г.
В 1861 г. возникла идея печатания по-малороссийски официальных документов. Однако в украинском языке не оказалось государственно-политических терминов — их принялись спешно сочинять путем введения полонизмов и коверканья русских слов.
Да и откуда этим терминам было взяться, если само слово «казак» по одной из версий считается половецким («страж ночной и дневной»). Другие «казачьи» слова также имеют тюркско-татарское происхождение: «атаман» («одаман» или начальник чабанов сводного стада), «кошевой атаман» («кош» — становище сводного стада овец), «курень» (кибитки в поле, стоящие по кругу). Не просто так казаки брили головы, отращивали чубы, надевали бараньи шапки и татарские шаровары.
Общепризнано, что украинский национализм — скверная копия польского национализма. Сочиненный малороссийским историком начала XIX в. Павлом Чубинским гимн «Ще не вмерла Украина» был откровенным подражанием польскому «Еще Польска не сгинела».
До начала XIX в. у Украины не было не только оформленного языка, но и собственной истории. Не было, пока не появилась главная историческая книга украинцев «История русов или Малой России», ставшая сборником сарказмов, легенд, антимосковских выдумок, которыми самостийничество пользуется по сей день.
Русский историк-украинофил Николай Костомаров, поначалу принявший «Историю русов» с восторгом, под конец жизни писал, что в этом памфлете «много неверности, и потому она, переписываясь много раз и переходя из рук в руки по разным спискам, производила вредное в научном отношении влияние».
Автор «Истории», объявив казачество солью земли украинской, видел в них главных героев малороссийской истории. Победы их неисчислимы, и даже находясь в составе чужих войск, казаки всегда играли главенствующую роль.
В реальности казаки были либо на вспомогательных ролях, либо «пушечным мясом». Как писал шведский король Карл XII, «я вовсе не намерен употреблять на это мою пехоту; а запорожцы Мазепины на что?».
Но народ-то в России несведущ, а потому «хавал» ложками.
Как, например, «Короткую географию Украины» львовского профессора Степана Рудницкого, изданную в начале XX в. Из нее мир узнал, что Украина обширнее всех европейских стран (кроме России). В нее входят Крым, Кубань, часть Кавказа, Черное, Азовское моря, западное побережье Каспия.
Смех смехом, но судьба Рудницкого была трагической: после революции он вернулся из Праги на Украину и в 1937-м за свой сепаратизм был расстрелян.
Голь на выдумки хитра, особенно когда ей делать нечего. Распространение русофобских, антимоскальских фейков, по-другому, ведение информационных войн, началось практически сразу после вхождения Сечи в состав Московии. Клевета, измышления, подделки стали нормой украинской жизни, создавая многовековой комплекс социальных настроений.
Вновь остановимся на православии как мировоззренческом базисе двух народов. Москве приписывалось намерение изменить малороссийские религиозные обряды, ввести погружение при крещении младенцев в воду вместо обливания. Распространялся слух, что украинские попы, непривычные к такому способу крещения, потопили множество детей.
Легенда о православном отступничестве русских получила столь широкое распространение, что ее упоминал в воззваниях к малороссийскому народу сам Карл ХII. Шведский король уверял, будто Петр задумал искоренить греческую веру и вел переговоры с папой Римским.
Фабрикой фейков, сегодня это доказано, была Польша, где тамошние русофобы без устали трудились над выдумыванием памфлетов, книг, речей против России. И не только про религию, но и про бесчеловечные зверства русских сановников.
Скажем, царский любимчик Александр Меншиков после предательства Мазепы лично отыскивал чиновников и знатных казаков, а потом предавал их «различным казням в местечке Лебедине, что около города Ахтырки» с предварительными пытками «батажьем, кнутом и шиною, т.е. разженым железом водимым с тихостию или медленностью по телам человеческим, которые от того кипели, шкварились и воздымались». На самом деле тех предателей амнистировали, сохранив за ними уряды, но некоторых все же сослали в Сибирь.
Или про какого-то брата Бирона, «заставлявшего женщин кормить щенят грудью». Если речь идет о младшем брате Эрнста Бирона Густаве, то в год предательства Мазепы ему было 14 лет, и он получал домашнее образование в Латвии, а после служил в польской армии.
Если о старшем, Карле, то тогда он был в плену у шведов, а после освобождения также служил у поляков. В Москве оба брата появились лишь в 1730-м, когда на престол взошла Анна Иоанновна, фаворитом которой был их удачливый брат Эрнст.
Еще один русофобский фейк наверняка вам знаком. Как-то казаки нашли шестилетнюю девочку, изнасилованную и переломанную так, что на ней живого места не было. Плакали все, даже те, кто потом выслушивал этот миф. Позднее ни в московских, ни в малороссийских архивах не было найдено никаких документов и расследований по поводу что того случая, что других обид и притеснений, учиненных малороссам царскими подданными.
Запорожский казак-разбойник не имеет ничего общего с коренным малороссиянином. Казак — культовый персонаж современной Украины — бандитствующий беспредельщик, кормящийся воровством и разбойничьими набегами. Сохранилось описание банкета, данного Мазепой в шведском стане. Подвыпив, запорожцы начали тянуть со стола золотую и серебряную посуду, а когда кто-то указал на неблаговидность такого поведения, беднягу тут же прирезали.
С другой стороны, типичный малороссиянин — оседлый земледелец со своими культурой, бытом, традициями. Главный интерес которого (помимо семьи и хорошей погоды) — стабильность внешней среды.
К слову, ни Москва, ни Турция, ни Крым не спешили официально присоединять Украину. Москва отказывала обращениям Киевского митрополита Иова Борецкого, не обращала внимания и на челобитные Богдана Хмельницкого. Почему?
Потому что присоединять было нечего — украинского государства как такового не существовало. Не считать же за оное Запорожскую Сечь, где предательства, свержения гетманов, интриги, измены были в порядке вещей. К тому же до 1648 г. казацкие бандюганы жили в «диком поле», а земледельческая Малороссия управлялась поляками.
Что до турок, то они рассматривали юго-восток Европы как резервуар рабов. Их набеги на Русь и Польшу при содействии крымских и других татар представляли собой экспедиции за живым товаром. Впоследствии многие тысячи славян поступали на невольничьи рынки в Константинополе и в Малой Азии. Ну и зачем им еще одна головная боль?
После того как в 1654 г. одно из главных недоразумений в русской истории (воссоединение Украины с Россией, тогда — Московией) все же произошло, Москва делала все, чтобы облегчить участь «униженных и оскорбленных». Царское правительство по просьбе Богдана Хмельницкого не требовало с Малороссии никаких податей, все налоги предписывалось оставлять в местной казне.
Но Москву тревожили слухи о недовольстве не получавшего жалованья простого казачества.
Секрет был прост. Подати собирались исправно, но потом нещадно разворовывались. Тот же Мазепа успел захватить такие богатства, что, уже находясь в изгнании, одолжил Карлу ХII 240 тыс. талеров, а после смерти гетмана у него было найдено 100 тыс. червонцев. Потому-то Петру I и не удалось выкупить Мазепу у турок, что гетман перекупил их на свою сторону.
Именно гетманы с казацкими старшинами ввели в Малороссии крепостное право. Еще в 1707 г. по приказу Мазепы полтавский полковник всех уходящих на слободы «не только переймал, грабил, забурал, вязеннем мордовал, киями бил, леч без пощадення вешати рассказовал». А в 1739 г. казачья войсковая канцелярия запретила любые переходы крестьян под угрозой смертной казни.
На этом фоне Указа Екатерины от 3 мая 1783 г. о введении в Малороссии крепостного права никто не заметил. За исключением украинофилов, естественно. Они разразились очередными плачами, прочтите короткую «Оду на рабство» Василия Капниста.
В общем, мечтали украинцы отделиться и однажды отделились, но что с «незалежностью» делать, так и не поняли. К тому же правобережная Украина, более 500 лет находившаяся под польским управлением, на дух не переносит Украину левобережную, ориентированную на Россию.
А поскольку иной идейной основы государства «Украина», кроме как обвинять во всех смертных грехах русских, нет, потомки казаков решили действовать прежними методами.
Когда-то блестящий русский философ Константин Крылов сказал: «Если люди капитулируют перед Украиной, с ними можно делать абсолютно все». Действительно, как можно капитулировать перед тем, чего нет?