Авторы инициатив (сенаторы Андрей Клишас и Владимир Полетаев и депутаты Госдумы — единороссы Павел Крашенинников и Даниил Бессарабов) считают их ответной мерой на то, как была обставлена в марте процедура исключения России из Совета Европы.
Напомним: после начала спецоперации членство России в Совете Европы (СЕ) было приостановлено. Устав этой организации дает возможность государству, в отношении которого такое решение состоялось, подать заявку на выход. Но 15 марта парламентская ассамблея Совета Европы проголосовала за исключение России, в тот же день Россия подала документы о намерении из организации выйти, но в Комитете министров СЕ сочли эту заявку поданной не по правилам и с 16 марта сами исключили Россию.
Специалист по международному праву Кирилл Коротеев рассказал «МК», что закрепленная в Европейской конвенции по правам человека процедура такова: исключение из СЕ означает автоматический выход страны из Европейской конвенции по правам человека, на основании которой существует и работает ЕСПЧ, через 6 месяцев (в нашем случае — 16 сентября 2022 года). В течение этих шести месяцев граждане покинувшей СЕ страны вправе подавать иски в Страсбург, а решения по ним должны исполняться. На нарушения, совершенные РФ после 16 сентября, пожаловаться в ЕСПЧ нельзя будет технически, но принятые после того решения по жалобам, что подавались в предыдущие годы, по условиям конвенции должны исполняться тоже.
На пленарном заседании 18 мая господин Бессарабов заявил, что в рассматриваемых законопроектах предлагается закрепить в российских законах последствия прекращения деятельности России в СЕ. А именно: все постановления ЕСПЧ в отношении России, вынесенные после 16 марта 2022 года, исполнению подлежать не будут. То есть россияне не получат денежных компенсаций в случае признания их прав нарушенными российскими властями, а сами российские власти полностью освобождаются от необходимости осуществлять действия, направленные на предотвращение подобных наращений прав и свобод граждан в будущем.
Правда, до 1 января 2023 года предлагается дать Генпрокуратуре (это ведомство у нас ведает отношениями с ЕСПЧ) право выплачивать россиянам денежные компенсации по постановлениям ЕСПЧ, вынесенным до 16 марта 2022 года. Но потом даже по старым делам (а в ЕСПЧ иногда приходится дожидаться вердикта десятилетиями) ничего никому выплачивать Россия не станет. На момент начала спецоперации в ЕСПЧ находилось около 18 тысяч накопившихся за долгие годы «российских» дел.
А еще вынесенные ЕСПЧ решения больше не будут являться основанием для отмены вступивших в силу приговоров или решений уголовных, гражданских, арбитражных или административных судов, а также для возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств…
«Мне кажется, если событие было до 16 марта, то целесообразнее было бы выполнять свои обязательства, потому что даже денонсация конвенции по правам человека не освобождает от этого, разумность должна быть какая-то, чтобы мы не разбежались совсем уж и не вышли потом и из Совбеза ООН», — заметил Михаил Матвеев (КПРФ). Господин Бессарабов в ответ сказал, что с 1996 года, пока Россия была членом Совета Европы, «наше национальное право много поимело от этого, на практике мы развивали судебную систему, в том числе используя постановления ЕСПЧ, но произошло то, что произошло, нам не дали выйти из СЕ по более длительной и комфортной процедуре, нас исключили». И заверил, что «соблюдать права человека и развивать нашу судебную систему мы будем и дальше».
Алексей Куринный (КПРФ) напомнил, что «для многих россиян ЕСПЧ был последней возможностью добиться справедливости, а доверие к российской судебной системе, по данным социологических опросов, не растет» (фракция КПРФ голосовать за законопроекты не стала). Тогда господин Бессарабов сообщил, что масштабы судопроизводства в ЕСПЧ «были несопоставимы» с масштабами судопроизводства на территории РФ: за 2021 год жители РФ направили в Страсбург 9432 жалобы, и только по 219 случаям было признано нарушение конвенции СЕ. А российские суды всех инстанций за тот же год рассмотрели около 39 млн дел. Эти цифры, по мнению депутата, должны были продемонстрировать, что в более чем 38 млн случаев россияне сочли решения наших судов справедливыми. К тому же, пояснил докладчик, в случае с уголовными судами предлагается некий «компенсаторный механизм»: если Конституционный суд в своем постановлении дал толкование норме закона другое, нежели чем то, на основании которого обратившемуся в КС гражданину вынесли приговор, Президиум Верховного суда должен в течение месяца отменить или изменить приговор, приведя его в соответствие с позицией КС.
Будет ли теперь смысл россиянам обращаться в ЕСПЧ, используя оставшееся до сентября время? «Смысл все равно есть, потому что это банальность, но в России и правда надо жить долго», — считает господин Коротеев. А потом единственным способом оспорить решение российских властей и защитить свои права на наднациональном уровне останется обращение в Комитет ООН по правам человека, напомнил эксперт. Правда, добиться исполнения его решений намного сложнее, чем было с решениями ЕСПЧ…
Во втором чтении законопроекты планируется рассмотреть на следующей неделе, сообщил глава профильного Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР»).