На фоне обстрела с афганской стороны в Таджикистане начались протесты

Талибы — с юга, митингующий Бадахшан — с востока

На минувшем саммите ОДКБ одной из обсуждаемых проблем, поднятой таджикским президентом Эмомали Рахмоном, стала сложная ситуация на границе этой страны с Афганистаном. За последнюю неделю было несколько обстрелов таджикской территории с афганской стороны. На фоне этих вооруженных столкновений вновь проходят массовые протесты в Горном Бадахшане.

Талибы — с юга, митингующий Бадахшан — с востока

Впервые Душанбе обменялся угрозами с новыми властями Афганистана в конце сентября 2021 года. Признанный в РФ экстремистской организацией и запрещенный «Талибан» откровенно недоволен влиянием Таджикистана в северных районах Афганистана. Таджикское руководство в то же время обеспокоенно террористической угрозой, исходящей из соседней страны.

Обмен жесткими предупреждениями вскоре обернулся наращиванием войск по обе стороны границы. Теперь обстановка усугубляется и обстрелами территорий. 8 мая Таджикистан подтвердил ракетный удар со стороны Афганистана. Афганские СМИ сообщали о перестрелке между пограничниками в минувшее воскресенье. Пока в Душанбе воздерживаются от комментирования данного инцидента.

На этом фоне в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) снова начались беспорядки. Горный Бадахшан – самый проблемный и слабо-контролируемый регион в Таджикистане. Сохраняющийся авторитет полевых командиров со времён гражданской войны 1990-х годов, горная местность, почти не пригодная для проживания, неблагоприятные социально-экономические условия и национальная обособленность памирского населения сделали эту территорию очагом перманентной напряженности.

В понедельник в столице Горного Бадахшана Хороге протестующие вступили в вооруженное противостояние с сотрудниками МВД. В ходе беспорядков было ранено несколько милиционеров и убит один из местных лидеров протеста. Примечательно, что обострение случилось практически одновременно со стрельбой на границе с Афганистаном. Кстати, бадахшанский протест прошлой осенью так же разразился в момент обострение ситуации между Таджикистаном и Афганистаном.  Возникает вопрос – связаны ли протесты в ГБАО с попыткой талибов «прощупать» таджикскую границу? Об этом «МК» поговорил с экспертом по странам Центральной Азии, журналистом Аркадием Дубновым.

- Ситуация в Хороге – застарелая проблема, и сейчас она не выглядит решаемой со стороны официального Душанбе. Там воспринимают ситуацию в регионе как проявление терроризма. Лидеры же протеста в Бадахшане почувствовали свою уверенность, поскольку сейчас получили поддержку от таджикской оппозиции.

Это, конечно, не предвещает спокойных времен для Таджикистана. Но в то же время предпосылок для обращения к ОДКБ для решения этого вопроса нет. Это внутренняя проблема и нужно будет очень сильно напрячься, чтобы изобразить это как плод внешней агрессии или воздействия внешних сил. Там речь может идти только о проникновении некоторых инсургентов из Афганистана, но пока этому нет никаких свидетельств.

- Как будет действовать ОДКБ в случае резкого ухудшения обстановки на таджикско-афганской границе и могут ли с этим справятся страны Азии самостоятельно?

- Речь идет пока о военно-технической поддержке со стороны России. Именно этот вопрос поднимался на вчерашней встрече Путина и Рахмона. Пока что достаточно сил и возможностей у таджиков с россиянами. Конечно, в случае необходимости будут подключены и киргизские подразделения, и казахские. Но сегодня даже при том, что остаётся опасность проникновения со стороны таджикско-афганской границы, нет предпосылок для вмешательства в ситуацию  ОДКБ как военно-политической организации.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28784 от 18 мая 2022

Заголовок в газете: В Таджикистане пограничное состояние

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру