Решение о подаче заявки на членство Суоми в Североатлантическом альянсе было объявлено на совместной пресс-конференции в воскресенье с президентом Саули Ниинистё и премьер-министром Санной Марин, которые заявили, что этот шаг должен быть ратифицирован парламентом страны, прежде чем он сможет быть принят.
«Мы надеемся, что парламент подтвердит решение подать заявку на членство в НАТО, — заявила Санна Марин на пресс-конференции в воскресенье в Хельсинки. – Мы находимся в тесном контакте с правительствами стран-членов НАТО и самой НАТО».
Как отмечает CNN, на завершение процедуры вступления Финляндии в НАТО могут уйти месяцы, поскольку законодательные органы всех 30 нынешних членов должны одобрить кандидатуру на прием новых стран в альянс.
После окончания Второй мировой войны на протяжении многих десятилетий Финляндия была неприсоединившейся в военном отношении и номинально нейтральной страной, умело и с немалой выгодой для себя лавировавшей между соседним СССР и Западом. Теперь нейтралитет Суоми уходит в прошлое.
Как ожидается, наряду с Финляндией с нейтральным имиджем готова распрощаться и Швеция, также движущася в сторону вступления в Североатлантический альянс. Обе эти страны уже соответствуют многим критериям членства в НАТО (формально к ним относятся: наличие функционирующей демократической политической системы, основанной на рыночной экономике; справедливое обращение с меньшинствами; обязательство разрешать конфликты мирным путем; способность и желание внести военный вклад в операции НАТО; и приверженность демократическим военно-гражданским отношениям и институтам).
Между тем состоящая в НАТО Турция выразила сомнения по поводу интеграции в альянс Финляндии и Швеции. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил в пятницу, что не смотрит на вступление Финляндии и Швеции в НАТО «позитивно», обвинив обе страны в потворстве курдским «террористическим организациям».
Хотя обе страны вместе вступили в Европейский союз в 1995 году и постепенно согласовывали свою оборонную политику с Западом, Хельсинки и Стокгольм избегали прямого вступления в НАТО.
Причина, по которой большинство стран вступают в НАТО, заключается в статье 5 Североатлантического договора, в которой говорится, что все подписавшие его стороны рассматривают нападение на одного как нападение на всех.
Как утверждает бывший премьер-министр Швеции Карл Бильдт, он не видит новых крупных военных баз ни в одной из двух стран, если они присоединятся к НАТО. Он сказал, что присоединение к альянсу, вероятно, будет означать более совместную военную подготовку и планирование между Финляндией, Швецией и 30 нынешними членами НАТО. Шведские и финские силы могут также участвовать в других операциях НАТО по всему миру, например в странах Балтии, где на нескольких базах размещены многонациональные войска.
А пока обеим странам в плане гарантий безопасности придется полагаться на своих нынешних союзников и партнеров, а не на статью 5. Швеция и Финляндия получили заверения в поддержке со стороны США и Германии в случае нападения на них, а премьер-министр Великобритании Борис Джонсон подписал на днях соглашения о взаимной безопасности со своими финскими и шведскими коллегами.