В советское время на острове Змеином была размещена погранзастава и радиолокационная рота ПВО.
— При разделе Черноморского флота в 1995 году остров Змеиный достался военно-морским силам Украины, — говорит Васили Алексеевич. — В дальнейшем вокруг этого острова Украина вела территориальный спор с Румынией. Рядом были обнаружен месторождения углеводородов (по оценкам специалистов — около 100 миллиардов кубометров газа и 10 миллионов тонн нефти. — Авт.).
Румыния настаивала на том, что Змеиный — это скала, что должно было оказать большое влияние на схему разграничения континентального шельфа в данном районе. Украина доказала в международном суде ООН, что это остров.
В результате долгих разбирательств в феврале 2009-го была определена граница исключительных экономических зон Украины и Румынии. Из общей площади шельфа в 12 тысяч квадратных километров Румыния получила 9,7 тысяч «квадратов». Ей отошла значительная часть запасов газа и нефти.
Но Украине удалось отстоять свои права на Змеиный. Суд не стал оспаривать его «островной» статус. Змеиному было оставлено 12-мильное территориальное море. На этот водный пояс вокруг острова распространялся суверенитет Украины.
— По сути, это каменная глыба крестообразной формы, булыжник размером около 20 гектаров, расположенный в 35 километрах восточнее материкового побережья на широте дельты Дуная. Ближайший населенный пункт Украины — город Вилково Измаильского района Одесской области. На острове нет источников пресной воды, не растут деревья и кустарники, — одни степные травы. Там все завозится, в том числе и пресная вода.
Но он имеет большое стратегическое значение, потому что находится на пересечении морских коммуникаций. Совсем рядом Румыния, недалеко — Измаил (город в бессарабской части Одесской области Украины), куда по Дунаю идут грузы из Европы. Этой «артерией» Украина, очевидно, активно пользуется и сейчас. И, конечно, — крупнейший на Украине морской порт Южный, расположенный в 30 километрах от Одессы.
Наша сторона все это понимала. Поэтому в самом начале военной операции было принято решение взять под контроль Змеиный. Там находились не только украинские пограничники, но также морские пехотинцы и специалисты ПВО. После небольших боестолкновений более 80 человек были сняты с острова и доставлены в Севастополь. С тех пор остров находится под нашим контролем.
Здесь удобно перехватывать идущие донесения и переговоры, отслеживать самолеты, которые поставляют грузы украинскому режиму. Контролировать поставки оружия и горючего, которое идет по морю из Румынии. Эта — дальняя наша застава в специальной военной операции. Она находится в «подбрюшье» территории, которую контролирует сейчас Украина. Это — Одесса. Рядом — Приднестровье.
— Змеиный стал большой занозой для Украины?
— Да, они думали, гадали, и, с одобрения Америки, при непосредственном участии специалистов из Великобритании, (были сообщения, что на Украине высадились бойцы специальной авиадесантной службы SAS — мастера таких операций), решили отбить Змеиный. Собрали по сусекам все, что можно было собрать — остатки авиации, в том числе звено фронтовых бомбардировщиков Су-24, истребитель Су-27. И вертолеты, среди которых могли быть, в том числе и те, что поставили американцы из «афганского» арсенала, второй партии, переправленной на Украину.
— В Штабе Черноморского флота знали о готовящейся операции?
— Видимо, наши были в курсе. Сейчас говорят, что это была некая игра, наша сторона, эвакуировав накануне российский гарнизон с острова, просто заманила украинский десант в ловушку.
Зеленский со своими советниками готовили нам «подарок» на 9 мая. Они потеряли Попасную — город, который был превращен в мощный укрепрайон со всевозможными инженерными сооружениями, железобетонными укрытиями. Это была стратегическая высота, крупный транспортный узел, удобный для снабжения войск. Бои там шли за каждую улицу, каждый дом. И в противовес они решили устроить свою маленькую победу — перемогу, захватив Змеиный.
Но для них произошла катастрофа. В результате совместных действий Черноморского флота и воздушно-космических сил, были уничтожены остатки украинской авиации, — истребительной, бомбардировочной и армейской — транспортные вертолеты. (Позже, 9 мая в районе военного аэродрома Червоноглинское в Одесской области высокоточными ракетами «Оникс» были уничтожены шесть вертолетов Ми-8 и Ми-24 из последней десантной группы ВСУ в этом районе. — Авт.). Был также нанесен еще один огромный удар по престижу «Байрактаров». За эти дни было уничтожено 30 беспилотников, в том числе 8 ударных Bayraktar TB2.
— Украинские десантники были, по сути, смертниками»?
— Безумная пиар-акция киевского режима закончилась гибелью элитного спецназа. Это даже не морская пехота, не «сидельцы» с «Азовстали», а штучные специалисты с определенным опытом, которые были хорошо подготовлены. Они стали жертвой аферы Зеленского, устроенной в режиме того, что происходило в студии «Квартала 95». Конечно, украинская сторона, произошедшее на Змеином, сейчас тщательно скрывает. Это ведь пощечина не только Украине, но и их кураторам. А тела украинских десантников сейчас лежат на бережках острова.
— Сейчас звучат мнения, что Украина не остановится в попытках взять под контроль остров.
— Змеиный у украинского Генштаба и командования НАТО как кость в горле. Освобождение Донбасса скоро закончится, будет поставлена другая задача. И остров может сыграть в ней важную роль.
Сейчас Змеиный находится под нашим контролем, — не только под воздушным, но и морским. В какой-то степени украинская сторона может постараться что-то предпринять. Но только что они могут задействовать?
При попытке высадки десанта в ночь на 8 мая были уничтожены три бронированных десантно-штурмовых катера «Кентавр» с десантом на борту. К острову они могут теперь подобраться разве что на шлюпках. Или, может быть, украинская сторона надеется на те буксируемые гаубицы, которые им поставляет Америка, «заточенные» под ведение огня на 40 километров? Но ведь и российские военные не дремлют, активно «работают» по их поставкам, уничтожая и подстанции на железных дорогах, и склады.