Подобно героям вестернов, он встал во весь рост и в одиночку пошел вперед, пуляя то в китайцев, то в русских. При этом он решил обойтись без других бойцов из «великолепной семерки» G-7. Он обозвал старых друзей по НАТО «халявщиками». Он вышел из вполне лояльных к США ВОЗ, ЮНИСЕФ и Тихоокеанского партнерства. Он разорвал Договор о ракетах среднего и малого радиуса действия с Россией и собирался наломать еще много дров. Эта политика разрушала устоявшийся мировой порядок и была справедливо названа «деглобализацией».
На долю президента Джо Байдена пришлась работа кризис-менеджера. Одновременная «холодная война» Дональда Трампа на два фронта с Россией и Китаем не принесла побед. Америка показала свою дряхлость, не справившись с пандемией, уничтожившей миллион человек и подорвавшей экономику. Америка позорно бежала из разбомбленного Афганистана. Америка предала «американскую мечту» и «американский образ жизни», выпустив на улицы бунтующую чернь и отказавшись от базовых ценностей WASP (белых, англосаксов, протестантов).
Как и полагается кризис-менеджеру, Байден для начала отказался от курса предшественника и «зафиксировал убытки». Затем он объявил о «докапитализации» всего предприятия «Америка инкорпорейтед» за счет программы «Отстроим лучше» (Build Back Better) общей стоимостью в 2,2 триллиона долларов. Вслед за этим началась «консолидация активов» в виде оставшихся в мире союзников и поиск новых партнеров. Именно они должны взять на себя решение тактических задач противостояния с Россией и Китаем, которое остается главным направлением борьбы за господство «сияющего града на холме». Белый дом с вершины этого холма намерен решать стратегические, глобальные проблемы.
Главная стратегия, судя по событиям полутора лет правления Байдена, заключается в разделе мира на две части ради концентрации оставшихся ресурсов под контролем Вашингтона. Распыление сил проявилось еще при президенте Обаме, который не смог сдержать Китай при помощи выдвинутой Хиллари Клинтон стратегии «Поворот к Азии» (рivot to Asia). Ситуация ухудшилась при Трампе, который добавил к «русскому фронту» мировой «холодной войны» еще и «китайский фронт». Фактически он повторил ошибки Наполеона, Гитлера и Хирохито, тоже пытавшихся воевать на два фронта.
Стратеги администрации Байдена, среди которых сохранились ветераны администрации Обамы–Клинтон, предложили «спрямить линию фронта», но удержать под контролем хотя бы половину мира. Небывалый смотр оставшихся верными «звездам и полосам» был устроен в декабре 2021 года и назывался «саммит за демократию». Свыше 100 стран и регионов, в том числе непризнанные Тайвань и Косово, вошли в лагерь «демократии», противостоящий лагерю «автократии». Само собой разумеется, список «автократий» или «авторитарных режимов» возглавили Китай и Россия. В него вошли также члены НАТО Турция и Венгрия, важный торговый партнер Саудовская Аравия, многие страны Центральной Азии, Африки, Арабского мира и другие члены мирового сообщества. Впрочем, важен не список участников, а сам принцип деления на «чистых» и «нечистых». «Чистой» половине мира обещаны кое-какие блага. Байден сообщил о запуске «президентской инициативы по обновлению демократии» объемом в $424,4 млн на нужды СМИ, борьбы с коррупцией, защиты прав меньшинств и т.д.
Похожие мероприятия будут проходить регулярно и в разных областях международной жизни. Уже 12 мая под председательством Джо Байдена откроется виртуальный саммит по COVID-19. Ожидается, что на Китай «спустят всех собак». Поэтому участия руководителей КНР не ожидается.
Для новой стратегии исключительно важно укрепление действующих политических и военных структур, создание новых. Планируется «Большую семерку» расширить до «десятки» за счет Австралии, Индии и Южной Кореи. Скорректировать состав «Большой двадцатки», исключив из нее Россию. НАТО дополнить Швецией и Финляндией. Для «организации Североатлантического договора», как дословно звучит название этого блока-ветерана, намереваются создать младшего брата-близнеца в Индо-Тихоокеанском регионе. Там уже созданы военно-политическая группа QUAD (Австралия, Индия, Япония и США) и военный блок AUKUS (Австралия, Великобритания, США). Укрепив все еще рыхловатый QUAD и в перспективе расширив AUKUS за счет Японии, Южной Кореи, Филиппин и Вьетнама, можно будет говорить уже об Азия-НАТО. Эту структуру Пентагон планирует усилить еще одним флотом, в добавку к седьмому, с зоной ответственности в западной части Тихого океана, и пятому, действующему в Индийском океане. Уже создана командно-штабная основа нового ударного кулака из вооруженных сил США и союзников — индо-тихоокеанское командование. Скорость, с какой идет реализация стратегии «полуглобализации», воистину впечатляет!
Постепенно вырисовывается контур и другой половины мира. Ее основой становится тандем России и Китая, вынужденных бороться за выживание. Обе эти страны обладают мощным военным потенциалом, в сумме превосходящим США и их союзников. Экономический потенциал каждой пока уступает Западу, но продолжающий ускоренное восхождение Китай уже к 2030 году догонит США. Об уровне науки и техники тандема говорят хотя бы гиперзвуковые ракеты, которых нет даже у США, а также технологии 5G. Синергия научно-технических разработок Москвы и Пекина способна устранить остающиеся отставания и увеличить число преимуществ.
Москва и Пекин имеют свое видение миропорядка и в соответствии с ним развивают двустороннее стратегическое партнерство и создают международные структуры. Для Москвы это концепция Большой Евразии, экономический блок ЕАЭС и военный блок ОДКБ. Для Пекина это концепция «сообщества единой судьбы человечества», а также глобальная инфраструктурно-торговая инициатива «Пояс и Путь». Сообща Россия и Китай входят в организацию ШОС, которая обладает большой притягательной силой и с недавних пор объединяет уже четыре ядерные державы (Россия, Китай, Индия и Пакистан). В странах ШОС живет половина населения Земли — 3,4 миллиарда человек. Еще одна структура — это БРИКС. Она объединяет страны четырех континентов — Европы, Азии, Южной Америки и Африки (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка). БРИКС представляет собой действующую модель альтернативного глобального порядка.
Очень важны финансовые структуры, созданные с опорой на ресурсы Китая и России. Это Новый банк БРИКС, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, фонд «Шелковый путь», Евразийский банк развития. Они расширяют объем взаимодействия стран-членов, в том числе за счет использования в расчетах национальных валют и свопов. Революционное значение может иметь решение Москвы принимать за экспортированные стратегические товары только рубли вместо западных резервных валют. В свою очередь, Пекин активно расширяет применение юаня в международных расчетах и увеличивает его долю в корзине резервных валют. Просматривается перспектива выстраивания альтернативной глобальной финансовой системы, включающей аналоги Всемирного банка, Международного валютного фонда, системы SWIFT и других институтов, которые действуют на принципах многополярности, равенства и взаимной выгоды.
Самостоятельную роль в Индо-Тихоокеанском регионе играют торгово-экономические организации АСЕАН и ВРЭП. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) объединяет 10 стран региона с населением в 650 млн человек. Все они связаны с Китаем веками разностороннего взаимодействия, а сейчас объем торговли КНР с АСЕАН (878 млрд долл.) превышает объемы торговли с США (657 млрд долл.) и Евросоюзом (828 млрд долл.).
Всестороннее региональное экономическое партнерство (ВРЭП или RCEP) было создано в 2020 году и стало крупнейшей в мире зоной свободной торговли. В него кроме стран АСЕАН входят Китай, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея и Япония. Роль Китая как крупнейшей экономики ВРЭП и важнейшего импортера для стран-членов вряд ли позволит превратить партнерство в оружие против Пекина.
Запущенное Америкой деление мира на две противостоящие половины еще только начинается. Некоторые страны, такие как Индия или Бразилия, будут правдами и неправдами перетягиваться на сторону «демократического мира». Возможны и другие изменения с обеих сторон. Но уже ясно, что глобализация в ее классическом виде, зародившаяся после завершения Второй мировой войны, уходит в историю. Усилия слабеющих США разделить мир на «демократическую» и «авторитарную» половины ускоряют процесс выстраивания альтернативной системы глобального управления. Вместо глобальной гегемонии Вашингтону достанется «полуглобализация». Москве и Пекину предстоит выстраивать новый мировой порядок, новую глобализацию.