Зачем такое оружие неподготовленным и не прошедшим никакого отбора людям, находящимся в сотнях километрах от боевых действий, непонятно даже украинскому командованию.
Территориальная оборона на Украине создавалась для защиты городов от «оккупантов» и диверсионных групп. Полномочия бойца теробороны позволяют не только вполне легально иметь при себе оружие, но и использовать его в любых целях, оправдываясь «самообороной» и борьбой с «диверсантами».
Однако тероборона оказалась очень удобной «крышей» для украинского криминала. Члены ОПГ с начала спецоперации активно записываются в отряды, ведь возможности на Украине для них сейчас заметно выросли. На западе страны организован целый бизнес по нелегальному отправлению за границу невыездных граждан.
Осуществлять такие перевозки было бы невозможно без задействования тербатов, которые своими проверками создают многокилометровые пробки на дорогах Западной Украины. Кроме того, тероборонщики не брезгуют грабежом и угоном, которые выдают за конфискацию в пользу государства.
В тербатах нашлось место и украинским радикалам, которых не прельщала перспектива отправки в зону боевых действий. Националистично настроенные боевики теробороны отличаются особой жестокостью по отношению как к российским пленным, так и к согражданам, в которых постоянно видят шпионов и диверсантов. Шпиономанию западноукраинских тероборонщиков отмечал даже советник офиса Зеленского Алексей Арестович.
Ловить людей на улице по любому подозрению, привязывать их к столбам, предварительно избив и унизив, стало «забавой» западноукраинской теробороны.
По сути, криминализированные отряды теробороны не подчиняются Киеву. С самого начала финансирование тербатов легло на плечи региональных руководителей, которые восприняли это как возможность легального финансирования и формирования собственной армии. Таким образом, вооруженные до зубов тербаты сейчас контролируются только местным руководством.
Вероятно на Украине зреет раскол между региональными элитами и Киевом, что и нашло свое отражение в решении Генштаба о разоружении и отказе его выполнять местным руководством.
О причинах нового отношения к территориальной обороне Западной Украины и его последствиях «МК» рассказал военный эксперт Владимир Евсеев:
- Что могло стать причиной решения о разоружении тербатов на Западной Украине?
- Изначально тербаты предназначались не столько для территориальной обороны, сколько для формирования бандподполья. Например, в Херсоне России удалось получить списки территориальной обороны и таким образом вскрыть всю сеть этого подполья. Тогда они стали массово сдавать оружие, потому что им грозило тюремное заключение. Это позволило успешно бороться с этим бандподпольем, которое было подготовлено украинской стороной. Официальный отказ от территориальной обороны — это попытка скрыть реальное бандподполье.
Есть и другая версия. Дело в том, что тероборона в итоге себя очень плохо оправдала. Она оказалось неустойчивой при встрече с вооруженными силами России. Поэтому, возможно, теперь тероборону вольют в состав украинской армии или в националистические батальоны.
- Почему местное руководство отказывается выполнять приказ о разоружении и к чему приведут такие действия?
- Местные власти выступают против разоружения, потому что отряды теробороны им подчиняются, в отличие от ВСУ и нацбатов. По сути, тероборона - это войска, которые находятся в управлении губернатора. По мере того, как Украина начнет рассыпаться, на эти войска может опереться губернатор, ведь одни органы охраны правопорядка не могут обеспечить внешнюю безопасность.
И поскольку мнение генштаба ВСУ не совсем совпадает с точкой зрения местных властей, они будут саботировать решение. Последний призыв был именно с Западной Украины. Эти люди сейчас находятся на Донбассе и, скорее всего, они не вернутся.
На Западной Украине значительно сокращается мобилизационный резерв с учетом того, что убыль населения идет по категориям, подпадающим под призыв первыми. В этих условиях западные области будут максимально препятствовать отправке своих людей из теробороны в другие регионы, понимая, что в любой момент Западная Украина может остаться сама по себе и её кто-то должен защитить. Поэтому желание Генштаба будет натыкаться на сопротивление местных властей. Многое будет зависеть от того, что произойдет сейчас на левобережье Украины. Мы ожидаем, что будет разгром ВСУ и тогда местным властям придется уступить и согласиться с тем, что тероборона войдет в состав армии и будет задействована в боевых действиях в центральной или северной части страны. Все определится ситуацией на поле боя.