Коста-Рика не обладает заметными природными ресурсами. Ее богатство составили труженики, создавшие процветающую страну. Она в течение длительного времени отличалась стабильностью и гармоничностью политического и социального развития, была образцом для стран континента. Являлась своеобразным оазисом демократии и общественного согласия на фоне диктаторских режимов, междоусобиц и вооруженных конфликтов в остальных государствах.
После непродолжительной гражданской войны и принятия Конституции 1949 года страна развивалась по пути плюралистической демократии. С начала 50-х и до конца 70-х годов на сцене доминировала Партия национального освобождения (ПНО) социал-демократического толка. Это позволило претворить в жизнь проект социально ориентированной рыночной экономики. В ходе трансформации общества, роста и укрепления среднего класса начали создаваться социал-христианские группировки. Образованная ими коалиция в 1978 году одержала победу на президентских выборах, подорвав монополию ПНО. Затем создается Партия социал-христианского единства (ПСХЕ). Обе партии, сменяя друг друга у власти, осуществляли примерно сходный курс, обеспечивший устойчивый рост и сравнительно высокий уровень жизни. Коста-Рика не имеет армии и избавлена от необходимости тратить средства на оборону и содержание вооруженных сил. Это дало возможность финансировать образование, здравоохранение и жилищное строительство.
Основы социально ориентированного государства были заложены принятием Трудового кодекса. Он устанавливал минимальный размер заработной платы, нормированный рабочий день, еженедельный выходной, отпуск, пенсии, гарантировал право на социальное страхование. Безработица сводилась к минимуму, забастовочная борьба не отличалась особой остротой.
Секрет прочности демократических институтов и традиций крылся во взаимодействии ряда факторов. Здесь принцип разделения властей осуществлялся на деле. Каждая ветвь строго выполняет отводимые ей функции. Конфликты между ними не столь значительны. Правящую элиту отличает чувство ответственности за судьбы страны.
Сложилось хорошо структурированное и весьма эффективное гражданское общество. Достаточно указать на то, что в 2000 г. число неправительственных организаций составило 16 907. Установлены единые «правила игры» и для власти, и для общества. Сложилась такая система, где власть в лице государства находится на службе общества, существует компактный и эффективный государственный аппарат.
Одним из важнейших институтов демократии, как известно, являются независимые средства массовой информации. Они издавна пользуются неограниченной свободой. СМИ на деле играют роль «четвертой» власти, постоянно осуществляющей мониторинг деятельности других ветвей.
За вторую половину XX века значительно возрос международный авторитет Коста-Рики. За большой вклад в урегулирование центральноамериканского конфликта ее президент Оскар Ариас в 1987 году удостоился Нобелевской премии мира.
Под занавес XX столетия страна совершила значительный рывок в развитии. Она повернулась к открытому рынку, провела структурные реформы, приватизировала ряд важных отраслей хозяйства. Смогла найти собственную нишу в сфере высоких технологий. Коста-Рика престала быть только поставщиком кофе и бананов. Страна наладила выпуск компьютерных программ, здесь функционирует около 150 фирм — производителей software. Процессоры Pentium и Pentium Pro, изготавливаемые под маркой корпорации «Интел», вывозятся в десятки государств Западного полушария, в Великобританию, Испанию, Италию, Францию, Польшу, Японию, Вьетнам. Доля таких изделий в экспорте достигла почти 50%.
Однако стремительные темпы перемен не всегда сочетались с адекватными мерами социальной защиты. Уровень бедности составил 14%, в неформальном секторе занят каждый второй, коррупция достигла 10%. Это сочеталось с пандемией и потоком мигрантов из Никарагуа, ищущих у соседей крова над головой и средств к существованию.
Как показала динамика, даже в относительно благополучных странах возникают серьезные проблемы в тех случаях, когда правящие круги перестают отслеживать ситуацию, не прибегают к превентивным мерам и шагам, способным не допустить разбалансировки обстановки. Ведь отнюдь не все слои общества одинаково адаптируются к переменам, людям традиционных профессий это дается гораздо труднее, они тяжело переносят последствия экономической модернизации.
Вернемся к выборам. Избиратель всегда исправно приходил к урнам. Эта процедура ограничивалась одним туром с предсказуемым результатом. Но на этот раз для избрания главы государства впервые пришлось прибегнуть ко второму туру. Принимая во внимание неординарность ситуации и стремясь избежать нареканий в свой адрес, Верховный избирательный трибунал организовал ручной пересчет голосов с целью обеспечения абсолютной прозрачности электорального процесса.
Интрига выборов заключалась в том, что президентское кресло в числе прочих претендентов оспаривали два бывших единомышленника. Один из них — это Оскар Ариас, вознамерившийся вернуться во власть после 14-летнего перерыва и получивший такую возможность благодаря вердикту Конституционной палаты Верховного суда. В центре дебатов стояли вопросы повышения жизненного уровня населения, образования и отношения к созданию зоны свободной торговли с США.
В конце концов граждане вручили судьбу страны 60-летнему амбициозному и энергичному экономисту Родриго Чавесу, имеющему за плечами солидный стаж работы в престижном Мировом банке. «Для меня это не трофей или медаль, а огромная ответственность», — заявил победитель. И есть надежда на то, что триумфатор выправит перекосы, возникшие в последнее время, и вновь превратит Коста-Рику во флагмана демократии в регионе.