– Вашингтон все время утверждает, что поддерживает Украину только оружием, финансово, политически и морально. А с Россией ведет только санкционную войну. Так ли это?
– Нет, конечно. Вся эта американская суета вокруг Украины затеяна для того, чтобы испытать в условиях боевых действий новейшие технологии и стратегические принципы, которые еще никогда и нигде не применялись. Украина очень удачно подвернулась под руку Пентагону и стала испытательным полигоном для этих стратегий. Да, военнослужащие армии США пока не стреляют в российских военных. Но в конфликте, по сути, участвуют, руководя боевыми действиями. В этом и есть смысл новых стратегических технологий.
– Как это выглядит на практике?
– Например, пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби 28 марта сообщил о прибытии на авиабазу Шпангдалем в Германии шести самолетов EA-18G Growler ВМС США, которые вылетели с военно-морской авиабазы Уидби-Айленд в штате Вашингтон. С ними - около 240 военнослужащих ВМС, включая техников и пилотов. По словам Кирби, самолеты специализируются на выполнении задач радиоэлектронной борьбы, используя набор датчиков помех, чтобы сбивать с толку вражеские радары, что значительно помогает в подавлении операций противовоздушной обороны противника.
Эти самолеты принадлежат VAQ 134, эскадрилье электронного нападения, также известной как «Гаруда». EA-18G Growler представляет собой вариант самолета F/A-18 и сочетает в себе платформу Super Hornet с комплексом радиоэлектронной борьбы.
Согласно информационному бюллетеню ВМС, EA-18G Growler объединяет в себе новейшие технологии электронной атаки, блоки тактических помех, набор средств противодействия связи и объединенный тактический терминал — спутниковую связь приемника.
Направление этих самолетов укладывается в общую стратегию США и НАТО по сбору разведданных о передвижениях российских войск и руководству всеми действиями ВС Украины в режиме онлайн 24 часа в сутки. Хотя Кирби отрицает связь их перебазирования с событиями на Украине.
– То есть речь идет о сочетании средств радиоэлектронной борьбы, разведки и управления. Где тут новейшие стратегические технологии?
– Вопрос не в том, что применять, а как. Да, эти самолеты – лишь совершенный инструмент для новых способов ведения военных действий.
Но на сайте американского военного ведомства 17 марта была опубликована общедоступная версия стратегии Минобороны США - совместное общедоменное командование и управление (JADC2). В ней предложен свежий взгляд на планы Пентагона революционизировать коммуникации и обработку данных на всех полях сражений – на суше, в воздухе, воде, небе, космосе и киберпространстве.
Документ излагает определения, принципы и долгосрочные цели, а также продвигает JADC2 как скорее философию, нежели технологию, скорее средство, чем продукт.
Как подход, JADC2 выходит за рамки любой отдельной возможности, платформы или системы. Он дает возможность ускорить внедрение необходимого технологического прогресса и доктринальных изменений.
Совместное общедоменное командование и управление позволяет военным получать данные из любого домена и службы, быстро обрабатывать и передавать их нужным людям, которые затем могут принять меры.
– В чем смысл такого подхода?
– Как подчеркнуто в документе, совместное общедоменное командование и управление призвано дать американским военным преимущество в любой точке земного шара, особенно против таких противников, как Россия или Китай. Благодаря соединению разрозненных систем, беспрепятственной передаче данных и улучшению связи они надеются действовать быстрее и адекватнее.
То есть создается что-то вроде компьютерной игры, когда несколько человек видят всю картину боевых действий в целом и могут мгновенно, нажатием «мышки», управлять войсками. Только для американцев сегодня это – виртуальные боевые действия, в которых гибнут украинцы и россияне.
В конечном счете это должно привести к надежному и устойчивому пониманию командованием оперативной обстановки в режиме реального времени, которым пользуются объединенные силы и их партнеры и союзники. Возможности, разработанные JADC2, будут использовать искусственный интеллект и машинное обучение, чтобы ускорить цикл принятия решений командиром. Автоматические межмашинные транзакции будут извлекать, консолидировать и обрабатывать огромные объемы данных и информации непосредственно из сенсорной инфраструктуры.
Это подтвердил и председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли, заявив, что речь идет о резком увеличении скорости обмена информацией и принятия решений в условиях конфликта, чтобы можно было задействовать все свои возможности для устранения конкретных угроз.
– На какой стадии готовности находится этот проект?
– До окончательного результата, полагаю, еще далеко. Да они никуда и не торопятся, чем дольше продлится конфликт на Украине, тем больше у них будет времени для экспериментов. Выпуск несекретного сводного документа произошел почти через год после того, как министр обороны США Ллойд Остин одобрил более полную стратегию JADC2. Уже в подробностях прописаны планы действий, этапы и потребности в ресурсах — кто за что отвечает. Правда, информация о выделении ресурсов была туманной, так как она охватывает множество программ и агентств и погружается в секретные области.
Обмен данными с Вооруженными силами Украины как раз и входит в цикл испытаний в боевой обстановке. Полевое использование этой стратегии началось с применения против Вооруженных сил России с начала спецоперации на Украине.
– Наверное, поэтому так непросто проходит специальная военная операция?
– Именно поэтому. Ведь руками ВСУ против России воюет НАТО во главе с США.