- Там действительно есть радиоперехваты, как минимум на шести языках, — говорит политолог Марат Баширов. — Со стороны иностранных военных звучат требования обеспечить им коридоры для выхода из окружения. Но обеспечить коридоры им ВСУ не могут, потому что территория вокруг «Азовстали» заняты народной милицией ДНР и Вооруженными силами Российской Федерации.
Этих радиоперехватов много. Пока нам официально их не представляют. Но, по крайней мере, те наши ребята, которые уже находятся на территории «Азовстали», сообщают мне, что слышат эти запросы. Там находятся высокопоставленные иностранные офицеры.
У меня есть последняя переписка. С той стороны — просто уже истерика. Они понимают, что их загонят сейчас в подземный город в цехах «Азовстали», и все — все выходы завалят, кроме одного. Наши бойцы в этот подземный город не пойдут, зачем? Всем, кто там засел, предложат сдаваться.
Нахождение в Мариуполе иностранных офицеров в звании полковников — это очень серьезная информация, это очень высокопоставленные сотрудники.
— Их ведь нельзя назвать наемниками?
— Нет. Они никакие не «дикие гуси». То, что они кадровые офицеры, которые находятся на службе, легко проверяется. Они что — задним числом напишут заявления? Их уволят? Там такая нервная история как раз из-за того, что они высокопоставленные офицеры. И никакие они не советники, а участники боевых действий.
— Если они попадут в руки российских военных, что это будет означать?
— Это прямое вмешательство представителей вооруженных сил НАТО в конфликт между Вооруженными силами Российской Федерации и Вооруженными силами Украины. В первую очередь это нарушение устава НАТО. Они же постоянно говорят, что не вмешиваются в этот конфликт.
Но вмешательство бывает разное. Одно дело, если они приезжали в мирное время и консультировали украинскую армию. Другое дело, когда они находятся в составе Вооруженных сил Украины и нацбатов. Соответственно, если они штабные офицеры, то есть находятся там с какой-то миссией, — должны будут объяснить, что они там делали.
Идут боевые действия, украинской стороне постоянно поступают разведданные НАТО. Они этого не скрывают. То есть они там работают как минимум офицерами связи. Или занимаются штабным планированием боевых действий против войск Российской Федерации.
— Какие это может иметь последствия?
— В составе НАТО более 20 стран. Для того чтобы принять решение о противодействии войскам Российской Федерации, должно быть получено согласие всех. Остальные страны могут задаться вопросом - а почему их об этом не спросили? Это серьезно.
— Почему иностранцы не вышли из Мариуполя раньше? Неужели были настолько уверены, что не сдадут город?
— Они ждали до последнего, что им пошлют на прорыв войска из Николаева. У них была такая надежда. Во-вторых, у них вертолеты все-таки летали до определенного момента. В-третьих, в их распоряжении был порт. Они надеялись, что могут уйти морем. Не зря же там были задержаны торговые суда.
— Осталась хоть какая-то возможность того, что иностранные офицеры выберутся из Мариуполя?
— Нет, все уже блокировано. 5 апреля были последние неудачные попытки вывести их на вертолетах. Но небо в том районе перекрыто, там сидят группы с ПЗРК. По морю выбраться тоже не удастся, — начеку силы Черноморского флота и пограничные сторожевые корабли. Вечером 8 апреля украинский сухогруз «Апачи», приписанный к мальтийскому порту Валетта, под мальтийским флагом попытался прорваться в порт Мариуполя, но был остановлен артиллерийским огнем.
— Когда, на ваш взгляд, завершится штурм «Азовстали»?
— Разные прогнозы дают. Кто-то говорит о двух-трех днях. На мой взгляд, самое главное, что территория уже окружена. Фильтрация иностранным офицерам не требуется. Затесаться среди гражданского населения не удастся. Они не говорят по-русски. Первый же вопрос: «Ты кто?» выдаст их с потрохами.
Читайте также: "Появились новые версии, кого Киев старается спасти из Мариуполя"