Как показали проведенные в преддверии президентских выборов во Франции опросы, 80% опрошенных считают, что кампания была «низкого качества», многие жаловались на отсутствие идей или нового видения, пишетThe Guardian.
По мнению социологов и аналитиков, большинство французов считают, что президентская избирательная кампания 2022 года была некачественной и так и не сдвинулась с мертвой точки, что может привести к голосованию протеста и исторически низкой явке в первом туре в воскресенье.
Опрос Ifop, проведенный в этом месяце, показал, что 80% французов считают кампанию «низкокачественной». Избиратели жаловались на отсутствие новых политических идей или видения и мало решений их проблем после двух лет пандемии Covid, а также в связи с конфликтом на Украине и кризисом стоимости жизни.
Эммануэль Макрон ведет кампанию за то, чтобы стать первым за 20 лет президентом Франции, переизбранным на второй срок, обещая и дальше снижать налоги, повышать пенсионный возраст до 65 лет и обеспечить полную занятость во Франции после десятилетий массовой безработицы. Но он поздно вступил в гонку, вместо этого сосредоточившись на попытках дипломатического урегулирования кризиса между Россией и Украиной, а в последние дни его лидерство в социологических опросах немного снизилось, в то время как ультраправая кандидатка Марин Ле Пен сократила отставание от Макрона, заняв второе место.
Ле Пен сосредоточилась на кризисе стоимости жизни, а ее антииммиграционная программа предполагает запрет ношения мусульманского платка-хиджаба во всех общественных местах. Крайне левый кандидат Жан-Люк Меланшон также набирает обороты в опросах, обещая заморозить цены и пересмотреть президентскую систему.
Несмотря на основные опасения французских избирателей — кризис стоимости жизни, вооруженный конфликт на Украине и окружающая среда — интерес общества к этой кампании оказался меньше, чем к последним президентским выборам, состоявшимся пять лет назад. Митингов стало меньше, и избиратели жаловались на отсутствие прямых теледебатов между всеми кандидатами.
Когда кампания первого раунда подошла к своей последней неделе, 54% французов сказали, что, по их мнению, она еще не началась. Беспрецедентное количество французских избирателей говорят, что они не уверены, за кого голосовать, а число воздержавшихся от участия в выборах может достичь рекордного уровня в 30% в воскресенье, показали опросы.
Действующий президент Макрон попытался мобилизовать своих избирателей, сравнив политическое настроение с тем, что было в Великобритании перед голосованием по «Брекзиту» в 2016 году.
«Нет уверенности, — предупредил Макрон на своем единственном митинге в Нантере под Парижем, отметая свое лидерство в опросах. – Не верьте опросам или комментаторам, которые звучат однозначно и говорят вам, что… выборы уже состоялись, что все будет хорошо»
Позже Макрон сказал радиоинтервьюеру, что, по его мнению, общество «устало от двух лет Covid» и «ошеломлено» событиями на Украине. Он утверждал, что в кампании действительно обсуждались «настоящие темы», но признал, что был «коллективный вопрос о том, имеет ли смысл голосование». При этом Макрон утверждал, что голосование имеет решающее значение.
Специалисты по опросам общественного мнения говорят, что тот факт, что эти выборы в течение нескольких месяцев считались предрешенным — что Макрон легко победит — может повлиять на явку и выбор, а также создать у избирателей ощущение, что они хотят доказать ошибочность прогнозов. В общей сложности 66% французов в настоящее время верят, что Макрон победит, и эта цифра снизилась за последние недели из-за роста поддержки Марин Ле Пен.
Чувство усталости и предрешенности наводит на сравнения с «землетрясением» на выборах 2002 года 20 лет назад, когда отец Ле Пен, крайне правый политик Жан-Мари Ле Пен, нокаутировал левых, чтобы выйти в финал против Жака Ширака.
«Как и сегодня, в 2002 году постоянно ощущалось, что кампания не сработала, что, в свою очередь, создавало искушение провести голосование протеста, — говорит Франсуа Мике-Марти, глава отдела опросов общественного мнения Viavoice. – Наш опрос показывает, что 75% французов считают, что в этой кампании нет никаких новых идей. И в то же время 76% людей беспокоятся о будущем своих детей. Есть ощущение, что решений, предлагаемых в этой кампании, недостаточно».
Французские СМИ и аналитики описали кампанию как усыпление избирателей в стране, уже измученной кризисом. Кандидат от коммунистов Фабьен Руссель на этой неделе сказал, что кампания проводится «как будто под морфием». Жан Лассаль, депутат с юго-запада страны, занимающийся вопросами сельских районов, в феврале не стал выбирать выражения и сказал в телеинтервью: «Эта кампания — дерьмо», и с тех пор этот клип широко разошелся среди французов, очевидно, разделяющих это мнение.
Как напоминает The Guardian, фактически предвыборная кампания началась прошлой осенью на фоне омикронной волны инфекций Covid. Затем неожиданное возвышение крайне правого телевизионного эксперта Эрика Земмура первоначально выдвинуло вопрос национальной идентичности на первое место в повестке дня. Но конфликт на Украине в конечном итоге стал доминирующим в заголовках СМИ. Макрон отложил начало своей предвыборной кампании, поначалу извлекая выгоду из своего рода «сплочения вокруг флага». В настоящее время рейтинг Макрона снизился, хотя он и удерживает лидерство, в то время как рейтинги Ле Пен и Меланшон выросли, а Земмур снова опустился в опросах.