В одной из лучших политических историй всех времен и народов — сказке Шарля Перро «Спящая красавица» — злая ведьма, которую забыли пригласить на крестины новорожденной принцессы, мстит ее родителям, делая зловещее пророчество про веретено, которым насмерть уколется принцесса, когда вырастет. История про страстную нелюбовь Жозепа Борреля к нынешней России — современная и совсем не сказочная вариация этой истории. «Посетить крестины» — сиречь нанести официальный визит в Москву — главного дипломата ЕС пригласить не забыли. Но вот во время пребывания горячего испанского кабальеро в Первопрестольной в начале 2021 года с ним, с его точки зрения, обошлись неучтиво. Аккурат во время торжественного обеда Борреля с Сергеем Лавровым стало известно, что из России высылают трех европейских дипломатов. В Испании времен некоторых предыдущих королей подобные оскорбления смывались только кровью.
Конечно, такой своеобразный «красный ковер» для руководителя внешнеполитической службы ЕС в Москве расстелили не просто так, а учитывая его собственное предыдущее неучтивое поведение. «Наш старый враг, Россия, снова говорит: «Я здесь». И снова представляет угрозу» — это заявление Жозеп Боррель сделал еще в мае 2019 года — в момент, когда, если смотреть на ситуацию с нынешних позиций, в Европе царила тишь, гладь да божья благодать. Но вопрос о том, кто кого обидел первым — Боррель Россию или Россия Борреля, — имеет сейчас лишь академическое значение. Прикладное значение имеет то, что, начиная с прошлого года, главный дипломат Европейского союза относится к России исходя из установки it's personal («это личное»).
Но и это тоже лишь вершина айсберга. Официальный титул Жозепа Борреля-и-Фонтельеса звучит как «Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности». Но, кроме названия должности, ничего особо «верховного» в нем нет. Боррель не принадлежит к числу высших политических лидеров, которые определяют повестку дня и принимают ключевые политические решения. Обидчивого испанца отличает лишь способность проговариваться об этих ключевых решениях и о чувствах тех, кто их принимает. «Как я сказал президенту (Зеленскому. — «МК»), Европейский союз — это не благотворительная организация и не банкомат» — в 2020 году это заявление Борреля по итогам его визита в Киев вызвало немалое смущение в западных дипломатических кругах.
Но «верховный» выводов из своего конфуза не сделал — вновь сказал сейчас то, о чем на Западе многие думают, но не все решаются говорить вслух. Несколько дней тому назад Сергей Лавров публично пожаловался: «Украинская сторона представила в переговорную группу свой проект соглашений, в котором налицо отход от важнейших положений, зафиксированных на встрече в Стамбуле 29 марта». Поведение в стиле «я хозяин своего слова: сам дал, сам беру обратно» — классика жанра украинской дипломатии, когда речь идет об отношениях Киева с Москвой. Как рассказал мне на днях видный ветеран российской дипломатии, так, будучи президентом, себя вел даже нынешний «постоянный гость» российской столицы Виктор Янукович. Но кроме многолетней привычки у демарша официального Киева была и другая причина — та самая, о которой только что проговорился Жозеп Боррель.
Группировка ВСУ в Донбассе на данный момент не разгромлена. И это позволяет коллективному Западу делать ставку на несложный план из трех пунктов: наращивание экономической блокады России, наращивание поставок вооружений официальному Киеву и пресловутая «формула Борреля». Председатель Государственной думы может, конечно, продолжать рассказывать о том, что долг Жозепа Борреля — «искать решение проблемы дипломатическим путем». Но вряд ли «Верховный представитель ЕС по политике безопасности» согласится с тем, что у него есть какие-то «долги» спикеру нижней палаты российского парламента. Торжественными декларациями со ссылками на верховенство дипломатических методов решения международных проблем сегодня не пронять ни Борреля, ни коллективный Запад, ни официальный Киев.
Повторю то, о чем я недавно уже говорил: главный дипломатический переговорщик со стороны Москвы — это на сегодняшний день Российская армия в Донбассе. Проигнорировать ее «аргументы» ни у кого точно не получится.