В Telegram-канале народной милиции ДНР сообщают, что поджог совершили боевики «Азова». Такое решение было принято ими совместно со специалистами центра психологических операций ВСУ, поэтому в скором времени возможны новые провокации в отношении России. Например, не известно был ли во время пожара на кораблях кто-либо из команды, но украинские СМИ могут распространять видеосюжеты с погибшими членами экипажей.
Информацию о кораблях можно найти в свободном доступе. Турецкий «Азбург» под флагом Доминиканы – грузовое судно типа «контейнеровоз», построенное в 1995 году. Согласно путевому маршруту, судно прибыло в порт 23 февраля из болгарского города Бургаса и с тех пор находилось в Мариуполе.
Корабль управления «Донбасс» был пришвартован в порту у 5-го причала Хлебной гавани. В советское время он назывался «ПМ-9» и выполнял функции плавучей мастерской. После раздела Черноморского флота вошел в состав ВМС Украины, где получил статус корабля управления.
Судно долгое время находилось в плохом состоянии, и в 2010 году министерство обороны Украины потратило на его ремонт значительную сумму – 4 миллиона гривен. В 2014 году корабль перешел под флаг России, украинский экипаж спущен на землю, но впоследствии «Донбасс» всё же вернули украинской стороне. В 2021 году корабль совершил провокацию: пытался пройти под Крымским мостом, не реагируя на требования остановиться. Потом развернулся и ушел обратно в Мариуполь.
Сейчас в порту Мариуполя остается еще два украинских военных корабля - пограничный сторожевой корабль «Донбасс» и артиллерийский катер "Гюрза-М". Эти плавсредства вполне могут быть использованы для эвакуации украинских боевиков. Если и с этими кораблями что-нибудь не случится. Кстати, по одной из версий, «Донбасс» мог напороться на морскую мину, которые украинские военные расставили в том числе и вокруг Мариупольского порта.
О том, что могло произойти с кораблями, рассказал главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
— Возможен ли такой вариант, что корабли уничтожены, попав на мину?
— Не думаю, что до Мариуполя морским течением доплыли мины из Одессы или Николаева. Теоретически нельзя исключать такие варианты событий, но думаю, что это был умышленный подрыв.
— Какой смысл сжигать корабли в собственном порту?
— Точной информации у меня нет, но это могут быть чисто тактические цели. Возможно, не дать попасть в руки какому-то оборудованию или документам.
— А вероятна ли сейчас эвакуация из города морским путём?
— Контроль над акваторией полностью под контролем вооруженных сил России. Покинуть порт можно разве что на сверхмалой подводной лодке. На кораблях эвакуироваться бессмысленно, и они сами это понимают.
Другое дело, что по разным данным, среди военнослужащих украинской группировки войск в Мариуполе находятся кадровые сотрудники западных разведок, которые осуществляли контроль ситуации, а также приём и передачу разведданных. Сейчас они попали в капкан. И настойчивые попытки некоторых лидеров западных стран, в частности, президента Макрона и президента Эрдогана, организовать морской и сухопутный коридор эвакуации, показывают, что они озабочены не жизнями бойцов или населения, а западными спецслужбами, так как их захват будет катастрофическим для имиджа запада. Российская сторона прекрасно отдаёт себе в этом отчёт и никому выйти из капкана не даст.
— Но они могут улететь на вертолётах?
— Такие рейды происходят в ночное или раннее утро, но у ПВО организовано круглосуточное дежурство.