На обсуждаемой видеозаписи, подлинность которой подтвердила американская газета New York Times, добивают пленных российских военнослужащих, лежащих на дороге со связанными руками. Это происходит предположительно 30 марта под Киевом. Солдаты попали в засаду во время отвода российских войск от столицы Украины.
Опознаны трое участников данного военного преступления. Один из них – это боец «Грузинского национального легиона» Теймураз Хизанишвили, бывший охранник экс-президента Грузии Михаила Саакашвили. Ряд Telegram-каналов опубликовал фотографии, на которых боевик запечатлен рядом с Саакашвили во время каких-то уличных мероприятий.
Обнаружен также аккаунт в соцсети его супруги, украинки. Как видно из размещенных там фото, легионер любит красивую жизнь. В Киеве он, предположительно, находится с 2014 года. Именно тогда из граждан Грузии, многие из которых прибыли на Украину для участия в Евромайдане, был сформирован «Грузинский легион». Его создатель Мамука Мамулашвили – человек с интересной биографией.
Свой боевой путь «легионер» начал еще в 14-летнем возрасте в Абхазии, куда юный Мамука сбежал «на войну» к своему отцу - генералу Зурабу Мамулашвили, командиру одного из грузинских подразделений. Отец пытался отправить его обратно в Тбилиси, домой, но безуспешно. Как утверждают грузинские СМИ, Мамука остался жить среди бойцов и принимал непосредственное участие в военных действиях. Закончилось это плохо: Мамука, которому тогда уже исполнилось 15 лет, попал в плен к абхазам. О том, как это произошло, «МК» рассказал известный абхазский общественный деятель Беслан Кобахия:
- Мамука попал в плен 4 июля 1993 года. Я в тот момент был председателем комиссии по обмену военнопленными и очень живо помню все, что тогда происходило. Его поймали в составе целой группы грузинских военных во главе с его отцом – генералом Мамулашвили. Они были заняты охраной Сухумской ГЭС. Всего было взято в плен человек 50.
По словам Кобахия, мальчик ни одного дня не находился в заключении:
- Мы его сразу передали в абхазскую семью, глава которой служил в том самом подразделении, которое взяло в плен эту группу грузин. Там за ним ухаживали, как и за своими детьми. Кормили, обстирывали. Естественно, ни о каких издевательствах над ним и речи не было.
Сейчас я иногда читаю его интервью, в которых он описывает «ужасы» абхазского плена. Вранье в каждом слове. К сожалению, этот мальчик так и не понял, насколько судьба была к нему милостива. Сейчас он уже дошел до того, что приказывает своему подразделению не брать пленных. Если бы мы в свое время с ним обошлись так же, то его уже давно не было бы в живых.
- Что с ним было потом? Его обменяли?
- Всю эту группу мы потом обменяли и отдали. А Мамуку Мамулашвили мы обменяли на Эдварда Джинджолия – у грузин в плену находился такой парень, которому тогда было 17 лет.
Мы привезли Мамуку в Эшеры на Гумистинский мост, где состоялся обмен. Мамука был полностью одет, обут, чистый, сытый, в выстиранной и выглаженной одежде. А с той стороны привели избитого парня, в очень тяжелом состоянии мы его забрали. Год спустя он ушел из жизни, покончил с собой. Думаю, плен оставил тяжелый неизгладимый след в его психике.
Поэтому когда я слышу, что говорит Мамука Мамулашвили, то надеюсь, что когда-нибудь он будет пойман и я смогу посмотреть ему в глаза. Мне бы этого очень хотелось. Я бы хотел его спросить: почему он именно так использует тот шанс, который дал ему Господь в этой жизни?
- Мне приходилось слышать рассказы о том, как грузины на той войне убивали абхазских пленных, иногда прямо перед обменом. Такое было?
- Да, такое, к сожалению, было, и не один раз. Все это мы помним, все это есть у нас в архивах. То, как воюющие стороны относятся к пленным, говорит о многом. Те, кто убивает, калечит и унижает пленных, показывают неуверенность в своей правоте и слабость своих позиций. Если вы негуманно обращаетесь с пленными, это говорит о том, что вы скоро проиграете эту войну.