Названы плюсы и минусы украинского кризиса для Макрона на выборах

Франция готовится избрать президента из дюжины кандидатов

Во Франции совсем скоро, 10 апреля, состоится первый тур президентских выборов, на которых Эмманюэлю Макрону придется сразиться с конкурентами за кресло в Елисейском дворце. В этом году на избирательную кампанию сильное воздействие оказал конфликт на Украине. Дипломатические усилия нынешнего французского президента могут стать гарантом его победы, но они же способны отвлечь Макрона от решения насущных внутренних проблем страны.

Франция готовится избрать президента из дюжины кандидатов
Эммануэль Макрон. Фото: AP.

тестовый баннер под заглавное изображение

Главный бенефициар

Действующий президент Франции Эммануэль Макрон, воодушевленный недавними оптимистичными экономическими показателями и широко рассматриваемый как кандидат на обеспечение стабильности в разгар международного кризиса, такого как нынешний конфликт на Украине, считается вероятным фаворитом на победу. Но ему придется побороться с десятком конкурентов, атакующих его справа и слева.

Основавший центристскую партию En Marche Макрон возглавляет страну с 2017 года. Ожидается, что как и пять лет назад, во втором туре он столкнется сМарин Ле Пен из ультраправого «Национального объединения» (бывший «Национальный фронт»).

Ранее конституционный совет в Париже обнародовал официальный список кандидатов, претендующих на пост президента Франции на выборах-2022. Помимо Макрона и Ле Пен это правоцентристка Валери Пекресс из партии «Республиканцы», мэр Парижа Анн Идальго из Социалистической партии, ультралевый Жан-Люк Меланшон, коммунист Фабьен Руссель, Янник Жадо из левой Партии зеленых, и крайне правый кандидат Эрик Земмур.

Выборы состоятся 10 апреля. Если ни один из кандидатов не наберет большинства, двое, набравшие наибольшее количество голосов, сойдутся во втором туре 24 апреля.

Нынешний глава Пятой Республики оказался плотно вовлечен в события вокруг Украины. Пытаясь найти выход из кризиса в Восточной Европе как при помощи дипломатических ходов, так и путем соучастия в жесточайшем санкционном давлении «коллективного Запада» на Россию, Эмманюэль Макрон сумел примерить на себя одеяния активного внешнеполитического игрока (другое дело – насколько успешного).

Конфликт на Украине оказал мощное воздействие на президентские выборы во Франции, и, как отмечает Би-би-си, «совершенно ясно, что главный бенефициар — человек, который уже сидит в Елисейском дворце». Еще до начала российской военной спецоперации было очевидно, что благодаря посредственной оппозиции, хорошим экономическим новостям и спаду пандемии коронавируса Эмманюэль Макрон уже был сильным фаворитом. Но украинский кризис, как считают наблюдатели, делает его переизбрание почти неизбежным. Если не произойдет какой-нибудь причудливой случайности, то шансов, что Макрон не будет переизбран в апреле, почти нет, прогнозирует комментатор Пьер Хаски: «В его пользу работают два элемента. Во-первых, это смятение оппозиции. Во-вторых, международная ситуация, которая почти невероятно играет ему на руку. Это превращает эти президентские выборы в самые скучные на нашей памяти».

По мере разворачивания боевых действий на Украине французские новости и социальные сети переключились с режима избирательной кампании на освещение конфликта. И на этом фоне те вопросы, которые еще за месяц до того казались французам имеющими жизненное значение, вдруг показались менее важными.

Но оборотной для выборов стороной украинского конфликта стало то, что он помешал Макрону работать на полную катушку с французским электоратом. Что привело к падению его популярности по результатам опросов и появлению опасений по поводу низкой явки избирателей на выборы.

Окружение нынешнего президента Франции беспокоит не столько то, что он проиграет (в его победе мало кто по-настоящему сомневается), сколько то, что его победа будет одержана с меньшим отрывом, чем ожидалось. И это подбодрит оппозицию и уменьшит шансы на динамичный второй срок Макрона в Елисейском дворце.

«Голубь мира» или «ястреб»

Судя по всему, у 44-летнего Макрона действительно есть основания надеяться, что ему удастся стать первым за пару десятилетий президентом Франции, избранным на второй срок. Но недавно он потерял два-три пункта в опросах, что привело к сокращению разрыва между ним и крайне правой кандидаткой Марин Ле Пен.

Хотя Макрон остается фаворитом предвыборной кампании, для него есть риск столкнуться не только с гневом французов по поводу растущей как на дрожжах стоимости жизни, но и разочарованием электората уровнем предвыборных дебатов и политикой в ​​целом.

«Я обожаю митинги, но давайте будем трезвыми — я не могу делать много!», – заявил недавно Макрон по телевидению, пояснив, что вместо общения с избирателями он участвовал в международных саммитах и ​​занимался дипломатией по Украине.

Впрочем, стоит заметить, что дипломатические усилия Эмманюэля Макрона пока не привели к выдающимся результатам. Его миротворческая поездка в Москву на встречу с президентом Путиным не привела к предотвращению российской военной операции. Фиаско закончилась и инициатива Макрона по организации эвакуационной миссии (совместно с Турцией и Грецией) для жителей Мариуполя. Но на подобные замечания нынешний глава Французской Республики может ответить, что он хотя бы попытался что-то сделать. Как заявил сам политик, он пытается сделать от имени Франции, «то, что пытаются сделать все европейцы»: остановить конфликт, не вступая в конфликт.

И не стоит забывать, что Макрон выступал не только в амплуа «голубя мира», но и действовал как записной «ястреб». Поскольку Франция оказалась во главе Европейского совета, представляя 27 правительств ЕС, Макрон в результате взял на себя инициативу по организации санкций против России и по поставкам оружия Киеву.

Здесь необходимо отметить, что практически все участники французской президентской гонки – от ультраправых до левых кандидатов – выступили с осуждением российской операции на Украине, хотя и с некоторыми нюансами. При этом некоторые из претендентов на пост главы Республики, обрушиваясь с критикой на Россию, настаивают на необходимости выхода Франции из НАТО. А другие используют украинский кризис для нападок на Макрона и продвижения собственной повестки. Крайне правый Эрик Земмур возмущается тем, что события на Украине отвлекли внимание от иммиграционных проблем Франции, а кандидатка от социалистов Анна Идальго, обвинила Макрона в том, что он оставив страну зависимой от российского топлива и, таким образом, уязвимой для роста цен.

Но в любом случае, как отмечает социолог Эммануэль Ривьер, «для французов также очень важно, что их страна по-прежнему играет важную роль на мировом уровне. Поэтому, когда они видят, как Макрон разговаривает с Путиным, даже за очень длинным столом, это их успокаивает. Французы очень болезненно относятся к вопросу значат ли они все еще что-нибудь в мире — и Макрон заставляет их почувствовать, что они имеют значение».

Макрон, ставший президентом в 2017 году и пообещавший преобразовать Францию ​​с помощью новой – ни левой, и не правой – политики, судя по опросам, в первом туре набирает около 27% голосов, за ним следует Ле Пен с примерно 17%. Марин Ле Пен набирает силу после жесткой кампании против кризиса стоимости жизни во Франции.

Но если Макрон сразится с Ле Пен в последнем туре выборов 24 апреля, прогнозируется, что разница в голосах будет намного опаснее для него, чем когда он выиграл пять лет назад с 66%. При этом один опрос на этой неделе показал, что Макрон набрал бы 53% против 47% у Ле Пен.

Популярность еще одного кандидата в президенты, крайне левого политика Жан-Люка Меланшона, также неуклонно растет, что сулит неопределенность на выборах. Из тех избирателей, которые говорят, что будут голосовать, четверо из 10 все еще не уверены, за кого – и это тоже еще больше увеличивает степень непредсказуемости.

Большинство французских избирателей признают за Макроном лидерство среди кандидатов по вопросу конфликта на Украине, что изначально казалось укреплением его позиции, однако его соперники справа и слева обвиняют президента в том, что он уклоняется от политических дебатов по внутренним проблемам.

Когда Макрон отправился на днях на встречу с общественностью в Бургундии, его встретили жалобы на цены на топливо, стоимость жизни и крики: «Нас облагают налогом круглый год!».

Задача Макрона в ближайшие дни — вызвать энтузиазм в отношении своей предвыборной платформы. Опросы показывают, что детали манифеста, которые засели в сознании избирателей, — это повышение пенсионного возраста до 65 лет и требование от безработных от 15 до 20 часов работы или обучения в неделю. Поддержка Макрона среди левоцентристов, которая имела решающее значение для его избрания в 2017 году, снизилась, в то время как его поддержка среди правоцентристов выросла.

Но после обещаний новизны и свежих идей на прошлых президентских выборах недавний опрос Elabe показал, что на этот раз менее одного из пяти опрошенных считают программу Макрона новаторской, пишет The Guardian.

А явный перекос внимания нынешнего главы Республики к украинскому кризису и нежелание заниматься внутренними проблемами Франции навлекает на голову Макрону критику со стороны конкурентов.

Так, Валери Пекресс, язвительно называющая Макрона «иллюзионистом», намекает, что победа на выборах означает переизбрание нынешнего президента по умолчанию – не потому, что его программа пользуется широкой поддержкой, а просто в силу особых обстоятельств: вооруженного конфликта на Украине. Выступая на одном из митингов, Пекресс сказала, что Макрон уклоняется от должного обсуждения тех реформ, в которых так нуждается страна.

«Президент богатых»

Аналитики говорят, что Макрон, чьи трудовые и налоговые реформы приклеили к нему ярлык «президента богатых», должен показать, что он прислушивается к людям на местах, к ​​их тревогам и проблемам. В недавнем разговоре по местному радио одна женщина, работающая в службе здравоохранения, сказала Макрону, что, по ее мнению, он «не для нас». Впоследствии, в закулисном видео для своей кампании, Макрон посетовал на то, что эта женщина испытывает такие чувства. И признал, что слышал такие же комментарии «во многих местах».

Представители оппозиции, в том числе Ле Пен, Меланшон и ультраправый телеведущий Эрик Земмур, выступили с нападками на Макрона из-за доклада сената о том, что французские министерства более чем вдвое увеличили расходы на международные консалтинговые фирмы, включая американскую фирму McKinsey, в период с 2018 по прошлый год.

Правительство Макрона обвиняют в том, что оно заплатило миллионы за советы по поводу того, что было раскритиковано как медленное внедрение вакцин против COVID. Кандидат от Партии зеленых Янник Жадо утверждает, что неприлично платить частным консультантам. Макрон защищается утверждениями, что все контракты составлены с соблюдением правил.

Стюарт Чау, социолог и консультант опроса Viavoice, сказал, что текущая популярность Макрона остается выше, чем его результат в первом туре президентских выборов пять лет назад, составлявший 24%.

По словам Чау, Макрон столкнулся с проблемой: «Международный кризис позволил ему сохранить свой президентский статус и легитимность на мировой арене. Но в сжатые сроки предвыборной кампании ему еще предстоит создать эффект «желанности» среди избирателей. Он должен одновременно сказать: «Я подходящий человек для текущего международного контекста», и в то же время вызвать положительные эмоции у избирателей, предложив предложения, направленные на улучшение жизни людей. Эта двойная ситуация непроста».

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28760 от 8 апреля 2022

Заголовок в газете: Французские выборы с украинским акцентом

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру