Вначале ВСУ предприняли несколько отчаянных попыток с помощью вертолетов вызволить из мариупольского «котла» каких-то важных чинов из нацистских формирований. Маршрут через Азовское море оказался непроходным. Два вертолета были сбиты и упали в море.
Следующая попытка прорваться к окруженным нацбатам была выбрана над сушей. 31 марта до пяти вертолетов вылетели утром из Днепра (бывший Днепропетровск), миновали позиции войск ДНР и сели на мариупольском аэродроме. Разгрузившись и взяв на борт каких-то руководителей «Азова» (экстремистская организация, запрещена в РФ), вертолеты вылетели обратно.
Два были сбиты. Сообщалось, что сбили их бойцы народной милиции ДНР, причем из трофейных американских «стингеров». На борту одного из них находилось до 15 человек. Двое выжили и были взяты в плен.
Несмотря на такой итог, у экспертов возникли вопросы к войсковой ПВО. Почему вертолеты, пролетевшие порядка 300 километров, в том числе над зоной боевых действий, не были сбиты средствами ПВО еще до того, как долетели до Мариуполя? Выходит, воздушное пространство над восточной Украиной не контролируется нашими радарами?
К сожалению, такие же вопросы возникают и после рейда двух украинских вертолетов вглубь российской территории, до Белгорода, где они смогли отстреляться неуправляемыми реактивными снарядами по нефтебазе. Выходит, летевшие на малой высоте вертолеты нашли лазейки в радиолокационном поле, которое создают радары нашей ПВО?
Действительно, наша основная защита от воздушного нападения — зенитные ракетные системы С-400 — работают по целям на средних и больших высотах. А тут вертолеты шли на сверхмалых высотах. Как бороться с такими целями. Редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков считает, что такие средства ПВО у России есть.
«Последнее время Белгородская область подверглась атакам со стороны Украины, - написал он в своем Telegram-канале «Мадуро не дура». - Средствами воздушного нападения стали ракеты и вертолёты, использующие тактику подлёта на низкой высоте».
Отвечая на вопрос, как с эти бороться, Леонков отметил: «Решение есть - это автономный боевой модуль зенитного ракетного комплекса «Тор-М2КМ».
По его словам, такой модуль можно установить на любую платформу соответствующей грузоподъёмности - будь то автомобильное шасси, автомобильный полуприцеп или прицеп, железнодорожная платформа, палуба корабля, крыша здания и сооружения.
При этом «Тор-М2КМ» способен защитить объекты, занимающие большую площадь. Так, один автономный боевой модуль прикрывает объект общей площадью до 200 кв. км.
«Нижняя граница перехвата целей у «Тор-М2КМ» составляет 5 метров, а время реакции менее 5 секунд. Надеюсь, такие автономные боевые модули появятся на всех опасных направлениях», - заключил эксперт.
Читайте также: Эксперт допустил помощь разведки НАТО в атаке на нефтебазу Белгорода