Ветеран спецназа рассказал, как надо штурмовать донбасские укрепления ВСУ

«Цацкаться нечего»

Минобороны РФ сообщило, что центр усилий в ходе специальной военной операции переносится на освобождение территории ДНР и ЛНР. При этом придется что-то делать с 40-тысячной группировкой ВСУ северо-западнее Донецка, которая имеет развитую сеть укреплений, в том числе бетонных. О том, как решаются такие задачи, «МК» рассказал эксперт.

«Цацкаться нечего»
Фото: dan-news.info.

Вооруженные силы Украины (ВСУ) и нацбаты оборудовали северо-западнее Донецка, в районе Авдеевки, разветвленную, многокилометровую, эшелонированную линию обороны, включая подземные бетонные укрытия, подземные ходы сообщения, арсеналы. Справиться со всем этим непросто.

31 марта Минобороны РФ в очередной сводке привело пример действий против укрепленных позиций. Военные распространили видео, на котором снято уничтожение укреплённого опорного пункта ВСУ в районе важной развилки автодорог  высокоточным артиллерийским боеприпасом «Краснополь». Наведение  осуществлялось с помощью беспилотного аппарата-разведчика.

Подобных укрепленных позиций у ВСУ на Донбассе много. О том, какая тактика наиболее эффективна при штурме укрепленных позиций, «МК» рассказал ветеран спецназа Сергей Козлов:

- Надо отдавать себе отчет, что даже находясь в блокированном состоянии, группировка ВСУ представляет серьезную силу. Она располагает артиллерией, минометами, бронетехникой. И недооценивать это было бы глупо.

Далее. Не должно быть никакой горячки и глупости, вроде того, чтобы взять какой-то рубеж к 1 мая или еще к какому-то сроку. Должна быть четкая, взвешенная позиция и обстоятельный подход, если мы не хотим напрасных потерь.

До начала наступления надо задействовать все силы и средства разведки — воздушной, космической, радиотехнической, агентурной, специальной, войсковой. Далее — анализ добытой информации для доклада руководству и принятия решения на огневое воздействие. То есть на основе разведданных выявляются цели для первоочередного огневого поражения.

Нужен соответствующий задаче набор сил и средств. Если это бетонные бункеры, то нужны бетонобойные артиллерийские снаряды и бетонобойные авиационные бомбы большой мощности — полутонные БетАБ-500 и еще мощнее.

Цацкаться нечего. Это оборонительные позиции, где мирного населения нет. Здесь можно применять любые средства, по полной программе, без всякого ограничения. Не хотят сложить оружие — это их выбор.

Нанесли удар по выявленным целям, а дальше — вновь вступает в дело разведка. Проводится контроль результатов поражения целей с помощью тех же самых средств. В соответствии с результатами корректируется обстановка, и снова наносятся удары.

Такая методичность, неторопливость, последовательность не только разрушает любые укрепления, но и сильно влияет на моральный дух противника.

- Вы говорите, нельзя недооценивать противника. Чем опасны войска ВСУ?

- Они, например, наладили четкое взаимодействие артиллерии и беспилотных разведчиков. Для наблюдения и корректировки огня используются даже легкие, «бытовые» коптеры. Так они корректируют, в том числе, огонь малых «кочующих» групп, вооруженных 50-миллиметровыми минометами.

- Что делать?

- Необходимо подавлять радиосигналы, чтобы противник не мог управлять этими беспилотниками и получать с них развединформацию.

Еще один момент. Надо отдавать себе отчет в том, что ВСУ получают информацию не только со своих беспилотников, которых все меньше и меньше, благодаря работе нашей ПВО. Украинские войска получают данные разведки США и НАТО. Это космическая и воздушная разведка. Она четко фиксирует расположение наших войск, движение колонн. И передает эту информацию в центры управления ВСУ. А те организуют засады, наносят удары.

То же самое будет и при ликвидации донбасских «котлов». Чтобы наносить огневое поражение, нам нужно сосредоточить ту же артиллерию — ствольную, реактивную. Так вот, надо предпринимать все возможные меры маскировки этой техники. Не должно быть расслабухи и разгильдяйства. Должна быть четкая организация охранения, контроля, режима на территории расположения наших войск. Это не должен быть проходной двор.

Что еще важно? Надо максимально использовать средства радиоэлектронного подавления. Это необходимо, чтобы не дать командованию противника управлять подчиненными, оперативно выводить их из-под удара с целью минимизации потерь.

Глушить связь и управление лучше всегда. Чтобы у войск не было возможности связываться с Киевом, с соседними частями. Желательно выбить вообще все средства связи и управления, чтобы войска управлялись, как говорится, только флажком, свистком и матом, больше ничем. Этого, к сожалению, мы нередко не делаем, хотя у нас такие средства есть.

- То есть важно деморализовать засевшего в укрытиях противника?

- Надо по полной программе задействовать силы и средства информационно-психологического воздействия. У нас все это есть. Но почему-то мы не особо этим пользуемся, а зря. Это те же громкоговорители, агитационные листовки, которые являются пропуском для сдачи в плен. Их можно разбрасывать с самолетов, с помощью беспилотников, агитационных снарядов и авиабомб. Есть такие на вооружении ВВС — АГИТАБы называются.

Военные на передовой, как правило, лишены возможности получать хоть какую-то информацию со стороны. Они просто находятся в неведении, что происходит, какова реальная боевая обстановка. И этим надо пользоваться. Умело и время поданная информация способна значительно подорвать моральный дух противоборствующей стороны, который и так-то после месяца боев уже не высок.

И конечно, необходимо подавлять эфир, включая интернет, соцсети.

- Сам штурм укрепленных позиций как организован?

- Территория, которую предстоит занять, разделяется на полосы наступления для каждого боевого подразделения. На этих участках должны работать не штатные отделения, взвода, роты, а штурмовые группы. В их составе обязательно один-два снайпера, пулеметчики, гранатометчики. На вооружении штурмовых групп - гранатометы АГС-17, реактивные противотанковые гранатометы. 

Должна быть четкая надежная связь и координация между штурмовыми группами, а также непосредственно с огневыми позициями для подавления очагов сопротивления в режиме онлайн. Иными словами, увидел долговременную огневую точку противника — ДОТ — сообщил координаты артиллеристам, и тут же те с ней разобрались, шарахнули по тому объекту, который не дает штурмующим продвинуться.

Схема, когда ты докладываешь на свой КП, там связываются с вышестоящим штабом, а те, в свою очередь - с артиллерийским КП, и потом только - с огневой позицией - уже не работает. Так не победишь.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28755 от 1 апреля 2022

Заголовок в газете: «Хватит цацкаться»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру