- Отдельно хотел бы сказать про саму «Точку-У». О ней много говорят, но, мне кажется, не подмечают главного. «Точка-У» это ракета так называемой меньшей дальности — до 500 километров. Способна нести до полутонны тротила в своей боеголовке, либо кассетную боевую часть.
Все видели страшные кадры из Донецка, как действуют кассетные боеприпасы «Точки-У». Происходит взрыв – и сотни тысяч осколков разлетаются и поражают все в радиусе полукилометра.
Если говорить про тротиловую боевую часть, то воронка, которая остается от ее прилета – примерно три метра в глубину и десять метров в диаметре. Взрывная волна настолько мощная, что она разносит всю округу. Таких мобильных комплексов у Украины на начало конфликта было не так уж и много. По разным оценкам, около двадцати пусковых установок, а ракет к ним – порядка трехсот. По идее все это мы должны были уничтожить в первую очередь. И большую часть, безусловно, смогли уничтожить.
- Почему не все?
- Основная проблема в борьбе с «Точками» в том, что эти комплексы мобильны и быстро разворачиваются. Максимальное время подготовки с марша до запуска ракеты – 16 минут. Ракета сама по себе не точная, она старая и не наводится с помощью каких-либо спутников, например, GPS или каких-то других систем. Ее инерционная головка наведения устроена просто: одна ступень отрабатывает определенное время, дальше ракета может совершать какие-то маневры, после чего двигатель выключается, она падает и детонирует. Вот и все. Поэтому говорить о том, что ее применяют для уничтожения точечных целей нельзя, это именно оружие массового поражения. Не важно, куда прилетит «Точка-У», разрушения все равно будут огромные.
- В чем сложность борьбы с ними для нашей ПВО?
- Перехватывать такие ракеты крайне сложно, потому что она летит максимум две минуты. Это на самое большое расстояние – 120 километров. Чтобы сработать за такое время системы обнаружения противовоздушной обороны должны работать постоянно. Они должны быть эшелонированы. То есть один пост ПВО должен перекрывать другой, иначе появляются бреши в обороне. В них, скорее всего, и пролетают ракеты. Должно быть автоматическое реагирование на пуск, а это обеспечивают лишь несколько российских комплексов ПВО. Во включенном состоянии это «Бук», «Панцирь-С» и «Тор». Проблема в том, что системы ПВО должны работать в непрерывном режиме и перекрывать друг друга. Достичь этого очень сложно, потому что радиолокационные станции имеют очень ограниченные ресурс работы, как и вся аппаратура в целом. При этом аппаратура должна еще и охлаждаться. Еще один важный момент, постоянно включенная станция – это мишень для ракет противорадиолокационной борьбы, которые наводятся по излучению от станции.
- Как тогда бороться с «Точками-У»?
- Пусковые установки надо находить и уничтожать на базах и при движении. Именно сами комплексы. Надо использовать средства радиолокационной, тактической, фронтовой разведки. Задействовать для обнаружения диверсионные группы. Если пусковые установки будут уничтожены, сами ракеты никакой опасности из себя не представляют.
Луганск, ЛНР.