Дворец османских султанов на европейской стороне Босфора был построен в середине позапрошлого столетия для султана Абдул-Меджида I. Правитель Османской империи пожелал иметь дворец в стиле барокко, способный соперничать в изысканности с европейскими резиденциями XVIII века. Прежняя же султанская резиденция – дворец Топкапы – выглядел архаично по сравнению с дворцами монархов Европы, уступая им в комфорте, роскоши и современном стиле.
Если верить легенде, то когда-то на месте Долмабахче была бухта, где бросали якорь участники плавания «Арго» за золотым руном.
Архитекторами Долмабахче стали представители армянского семейства Бальянов. На украшение Хрустальной лестницы и прочих интерьеров ушло 14 тонн золота, а общая стоимость строительства превысила пять миллионов золотых лир (в современных ценах, как говорят, это эквивалентно примерно $2 млрд). Огромные расходы на строительство легли тяжелым бременем на государственную казну и способствовали ухудшению финансового положения Османской империи, которая в конечном итоге объявила дефолт по своему государственному долгу в октябре 1875 года.
И все-таки деньги были потрачены не зря. Долмабахче стал самым большим дворцом в Турции: 285 комнат, 46 залов, 6 бань-хамамов и 68 туалетов. Оформление султанской резиденции сочетает элементы стилей барокко, рококо и неоклассицизма, смешанные с традиционной османской архитектурой.
Оборудование дворца соответствовало самым высоким техническим стандартам своего времени. Газовое освещение и сантехника были импортированы из Великобритании, в то время как дворцы в континентальной Европе в то время все еще не имели этих удобств. Позже были установлены электричество, система центрального отопления и лифт.
К достопримечательностям дворца относятся люстра из богемского хрусталя, весом почти в 5 тонн (считалось, что это подарок британской королевы Виктории, но полтора десятилетия назад была обнаружена квитанция, свидетельствующая о том, что люстра была полностью оплачена султаном), и собрание выполненных по заказу турецкого султана картин Ивана Айвазовского. Всего же коллекция живописи в Долмабахче содержит более 200 работ европейских и турецких художников.
Несмотря на европейское влияние, Долмабахче строго разделен на южное крыло (с помещениями, отведенными для мужчин) и северное крыло, служившее частным жилым пространством для султана и его семьи. Зона гарема включала в себя восемь смежных апартаментов для жен султана, для его фавориток и наложниц, а также для его матери.
Во дворце с 1856 года жили шесть турецких султанов – вплоть до упразднения монархии и халифата. А потом во дворце, используя его в качестве летней резиденции, поселился основатель республики Мустафа Кемаль Ататюрк. Именно в Долмабахче в ноябре 1938 года создатель современного турецкого государства скончался – об этом напоминает затянутая национальным флагом кровать, ставшая ему смертным ложем. А часы в комнате, где умер Ататюрк, всегда показывают время его кончины.
Рядом с дворцом расположен ряд других жилых зданий, в том числе дворец наследного принца, помещения для придворных, общежития для слуг и охранников, императорские кухни, конюшни, птичник (по лужайкам близ дворца и сегодня разгуливают утки), теплица и так далее.
Во второй половине ХХ века дворец то открывали для посещений публики, то закрывали. В конце концов, с 1984 года Долмабахче стал музеем. В наши дни комплексом управляет Дирекция национальных дворцов, подотчетная Великому национальному собранию Турции.
В начале марта, за несколько недель до проведения во дворце российско-украинских переговоров, в Долмабахче вспыхнул пожар. Возгорание, по данным СМИ, случилось в столярной мастерской, где реставрируются исторические артефакты, и произошло из-за используемого там компрессора.
Судя по сообщениям турецких СМИ и картинкам с места событий, переговоры между делегациями были организованы в более современном офисном помещении на территории дворцового комплекса.