Незадолго до переговоров в Стамбуле по ситуации на Украине тревожные новости стали поступать из другого проблемного региона. В частности, как заявило министерство обороны РФ, азербайджанские войска в районе Нагорного Карабаха нарушили подписанное в ноябре 2020-го трехстороннее (Баку-Ереван-Москва) соглашение, войдя в зону ответственности российского миротворческого контингента. МИД Азербайджана в свою очередь опроверг эти данные, говоря о приверженности договоренностям. Не остановившись на этом, в Баку заявили, что озвученная Москвой позиция противоречит Декларации о союзническом взаимодействии (подписана 22 февраля текущего года), а также указали на грамматическую ошибку в написания названия населенного пункта Фаррух, ставшего камнем преткновения.
Несмотря на то, что Турция, даже в период войны в Карабахе в 2020-м, не принимала непосредственного участия в боевых действиях, ее политическая поддержка, а также снабжение Азербайджана оружием всегда были серьезным подспорьем для закавказской республики. Неудивительно, что и в нынешней активности Баку и последовавших риторических «шпильках» некоторые наблюдатели усмотрели турецкий след: якобы без санкции от президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана азербайджанские власти едва бы пошли на нарушение мирных договоренностей с Россией. Проблема в то, что, согласно точке зрения официального Баку, с его стороны ничего не нарушено.
Действия азербайджанских войск были, так сказать, тепло встречены на Украине. Секретарь украинского Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов вновь заявил, что «открытие дополнительных фронтов в сфере интересов России на территориях других стран очень помогло бы» его стране. «После того, как Нагорный Карабах ввел военное положение у себя на территории сегодня (26 марта. — «МК»), могу сказать: там действительно происходят события», — отметил представитель Киева.
Однако на российско-украинский переговорный трек это пока не повлияло: делегации из Москвы и Киева решили прибыть в Стамбул 28 марта, как и предполагалось изначально, а в последующие два дня провести двусторонние встречи. Пока неизвестно, будут ли на них, как на переговорах Сергея Лаврова и Дмитрия Кулебы в Анталье, присутствовать турецкие официальные лица. Но и безотносительно этого вполне очевидно, что Турция становится уже не просто еще одной дипломатической площадкой, наравне с Белоруссией, но и претендует на роль главного «миротворца». «Мы осознаем ответственность и доверие, которое возложено на Турцию обеими сторонами. Мы надеемся, что встречи приведут к прочному прекращению огня и установлению мира», — заявил глава турецкого МИД Мевлет Чавушоглу незадолго до стамбульских переговоров.
Стремление Турции выступить в качестве своего рода арбитра, без однозначного принятия той или иной позиции, эксперты связывают, в первую очередь, с региональными интересами самой Анкары и нежеланием терять выгоду где-либо.
«Эрдоган, конечно, желает сохранить хорошие отношения с обеими странами. На Украине он прекрасно зарабатывал, поставляя туда вооружение, включая ударные беспилотники «Bayraktar», создавал военно-политические структуры, вроде «Квадриги» (переговорный формат Анкары и Киева на уровне министров, берущий начало в 2020-м. — «МК»), и многое другое, — подчеркнул в разговоре с «МК» директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. — В то же время, Эрдоган не хочет в связи со спецоперацией потерять и те инвестиции, которые осуществляет Россия в турецкую экономику, а это порядка $6,5 млрд. Поэтому Анкара маневрирует с точки зрения турецких национальных интересов, одновременно решая свои проблемы и на Южном Кавказе, и, полагаю, в зависимости от развития ситуации на Украине, может в конечном счете решить проблемы также в Сирии.
Взяв на себя роль «миротворца», Турция целенаправленно наращивает свое влияние, и, стоит напомнить, что предложения перевести переговоры из Минска в Стамбул звучали и ранее, еще до начала военной спецоперации».
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, отмечая стремление Анкары укрепить свой авторитет за счет миротворческой активности, выразил сомнения в непосредственной эффективности переговоров как таковых. «Попытки предложить себя в роли посредника Турция предпринимает фактически с первых дней спецоперации РФ на Украине. Тем не менее, несмотря на согласие России использовать турецкую переговорную площадку, успех этого процесса зависит не от позиции Москвы или Анкары, а того, как свой подход сформулирует Киев. Я лично сомневаюсь, что переговоры будут успешными, поскольку требования, выдвигаемые президентом Украины Владимиром Зеленскими неприемлемы: он говорит о необходимости встречи с Путиным и подписании договора о выводе российских сил, что невозможно в принципе», — заявил эксперт.
По словам Игоря Коротченко, операция, проводимая Россией, будет продолжена, и даже в период переговоров, а новый раунд в Стамбуле, как и последующие, не приведут к изменению ситуации. «Пока военная машина Украины не дойдет до состояния, когда Зеленский поймет, что у него нет сил для ведения боевых действий, подвижки на дипломатическом поле невозможны. Роль Турции, которая пытается балансировать, конечно, можно оценить позитивно, но, повторюсь, главное в данном случае не посредничество какой-либо стороны, а неадекватная оценка украинским руководством объективных реалий», — заключил эксперт.
Что же касается Нагорного Карабаха, где сталкиваются интересы турецких союзников в Баку и Москвы (уже самой в данном случае выступающей в роли посредника и гаранта безопасности), то, считает Семен Багдасаров, Баку пользуется украинским кризисом в своих целях, а инцидентов, подобных недавнему, наверняка будет больше — и это в перспективе коснется не только Закавказья.
«Недавнюю активность Азербайджана можно увязать непосредственно с заявлением секретаря СНБО Данилова, который ранее фактически призвал страны постсоветского пространства активизировать свои действия для ослабления России: в Грузии, в Приднестровье, в Карабахе (кроме того, он поддержал идею польского генерала Вальдемара Скшипчака о «возвращении» Калининграда. — «МК»), — напомнил эксперт. — Грузинское руководство сразу жестко обозначило свою позицию, дав понять, что ему это не надо (против идеи «второго фронта» высказались в Грузии и представители власти, и оппозиция. — «МК»).
Азербайджанская же сторона прекрасно осознает, что России сейчас не до Нагорного Карабаха, не до Южного Кавказа, поскольку все ее усилия в данный момент сосредоточены на украинском направлении. И на этом фоне в Баку пытаются решить свои прежние задачи.
Показателен и тот факт, что в заявлении министерства обороны Азербайджана поставлена под сомнение сама российская позиция по недавним событиям в Карабахе. Еще относительно недавно подобное в принципе сложно было представить. Это свидетельствует о том, что, если Москва быстро не урегулирует украинскую проблему, то такие «сюрпризы» будут появляться регулярно, и даже не только на постсоветском пространстве».
Военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Плеханова Александр Перенджиев, комментируя инцидент в Фаррухе, подчеркнул, что рассматривать его в геополитической плоскости едва ли уместно.
«Если бы речь шла о провокации, то почему нет столкновений на границах Армении и Азербайджана? — отметил эксперт. — Демаркация и делимитация в пограничной зоне так и не проведены, именно там возможны были бы серьезные инциденты, пожелай того одна из сторон. В Фаррухе же, очевидно, речь шла о недопонимании по хозяйственным вопросам. Армянское население в этом пункте не проживает, но пасет скот поблизости. Очевидно, азербайджанская сторона желала провести там какие-то работы, связанные с местной инфраструктурой; осуществить их в принципе могли бы и гражданские, но, учитывая ситуацию, вероятно, решено было для подстраховки привлечь и военных. Но усматривать здесь политическую подоплеку — излишне, такие домыслы только создадут новые проблемы».