— Наша сторона еще ранее выпустила подобное прибрежное предупреждение (ПРИП), — говорит ведущий специалист ИО РАН Константин Рогинский. — Фактически у 420 мин из-за штормов произошел обрыв тросов — минрепов, с помощью которых они крепятся к донным якорям, и их унесло в море. Это крайняя безответственность украинского руководства, кто приказал выставить эти мины, если не сказать, что какая-то агония.
— Что это за мины?
— Все они — устаревших типов, оставшиеся еще с советских времен. Были произведены в 60-х годах. На современных минах, если они срываются со своих минрепов, предусмотрены специальные предохранители и клапаны затопления. И мины деактивируются. Эти же мины, установленные в портах Одессы, Очакова, Черноморска и Южного, достаточно старые. Они лежали долгое время на складах, у них такого механизма самоликвидации не предусмотрено. В те годы не ставилось таких задач.
Украинская сторона, как я понял, использовала якорные мины и корабельные речные якорные мины Р-1. Условно говоря, это металлические шары круглой или овальной формы с «рогами», которые начинены взрывчаткой. Каждый «рог» мины является датчиком. При касании его с корпусом судна, происходит замыкание контактов, и мина взрывается.
Речные якорные мины лежали на складах в Советском Союзе на случай военных действий для минирования устья Дуная. Я думаю, что они давно уже были списаны. Украинские военные не знали, что с ними делать, покупать их никто не будет, а утилизировать —достаточно дорого. И сейчас решили пустить их в дело, выставили на подступах к портам.
— Из-за чего мины могли сорваться?
— Тросы могли попросту сгнить. Если мины находятся в резерве, их нужно обслуживать. Я не думаю, что украинская сторона проверяла эти тросы на прочность, на разрыв, а также смазывала их. Могли также выйти из строя размыкающие устройства. Не говоря уже о том, что это — речные мины, они не предназначены для установки их в море. Они не способны держать волну. Не удивительно, что при сильных штормах они оторвались и пошли дрейфовать.
— Насколько они опасны для судов?
— Мины представляют реальную опасность. Они все в боевом положении. Я сам с командой в 2015 году занимался разминированием Керченского пролива при прокладке энергомостов. Нам попадались мины даже времен Первой мировой войны, одна из них — сдетонировала. Это действительно реальная угроза. Потому и было выпущено извещение мореплавания, это касается всех кораблей и судов, которые сейчас находятся в плавании в Черном море. Всем им надо соблюдать осторожность из-за вероятного подрыва. Эхолотом эти мины не определишь, нужен визуальный контакт. Конечно, они могут утонуть. Но самое страшное, если эти мины будут дрейфовать на глубине 1-2 метра, когда их попросту не видно.
— В какие районы их может отнести ветром и течением?
— Там течение движется против часовой стрелки. Мины, поставленные около Одессы и Очакова, отнесет течением в сторону Румынии и Болгарии. Потом они пойдут в сторону Босфора и Средиземноморья, где очень активное судоходство.