Марина, жительница Тель-Авива: «Многих возмутило то, что вся речь Зеленского состояла из сплошных претензий. Почему вы не даете нам свою систему ПРО, чтобы закрыть небо, говорил он, обращаясь к депутатам? Почему мало принимаете беженцев? А еще он сравнил нынешнюю военную операцию с Холокостом – это очень многих возмутило. Да, все сочувствуем украинскому народу, у многих там находятся родственники, но сравнивать происходящее там с Катастрофой (так евреи называют геноцид их народа во время Второй мировой войны – прим. ред.) ни в коем случае нельзя. У нас еще живы ветераны, которые на себе пережили все ужасы войны и помнят пытки, издевательства, которые чинили над евреями украинские националисты, бендеровцы. Поэтому, когда Зеленский сказал, обращаясь к депутатам кнессета, пусть евреи относятся к украинцам так, как мы к вам 80 лет назад, для многих присутствующих слова эти прозвучали очень двусмысленно: чиновники написали с сарказмом у себя в соцсетях, что он просит невозможного, мы – нравственная нация, и на зверства в отношении другого народа не способны».
Михаэль, житель Ашдода: «Нельзя человека судить в трагические моменты его судьбы – это одна из заповедей иудаизма. Поэтому я тоже не хочу строго судить Зеленского за его неудачную речь перед нашими депутатами. На самом деле Израиль активно помогает украинцам справиться с гуманитарной катастрофой. За две последние недели в страну приехало больше репатриантов, чем за целый предыдущий год. Я знаю не понаслышке, какой это большой объем работы. А еще мы не можем жить только интересами украинцев, ведь у нас тоже идет своя война. Каждый день происходят теракты, гибнут люди, а 20-го, когда выступал Зеленский, их было сразу несколько, в том числе и в нашем городе. К сожалению, это стало уже неотъемлемой частью нашей жизни».
Михаэль рассказал, что украинские беженцы тоже нередко высказывают израильтянам недовольство тем, как их принимают на земле Обетованной.
«Во-первых, многие возмущаются тем, что Израиль отменил для беженцев «безвиз». Это правда, украинцев очень долго, иногда по 10-12 часов, держат в аэропорту в зоне прилета, пока их документы проверяют спецслужбы. Я видел фото, там конечно ужас, что творится, маленькие дети спят на ленте транспортера, которая подает багаж. Но с другой стороны, что делать -- «безвиз» предназначен только для туристов, а беженцы приехали не памятники древности смотреть в Израиль, они спасаются от военных действий и не уедут домой через 2 недели. Значит, нужно проверить, с кем нам придется жить бок о бок. У нас тут своих неблагонадежных хватает.
Во-вторых, далеко не всех устраивают бытовые условия, в которых им предстоит жить в Израиле. Не знаю, на что они надеялись, когда ехали, но недавно появилась информация, что беженцам будут предоставлять социальное жилье в трех городах Ришон-ле-Цион, Ашдот и Ноф-ха-Галиль. На территории этих городов будут расположены 2500 караванов -- это такие маленькие деревянные домики, чем-то напоминающие бытовки. Выглядят они скромно, зато и аренда дешевая – обойдется всего в несколько сот шекелей в месяц. Так многие не хотят туда ехать. Они думали, что их поселят в Тель-Авиве или рядом со столицей, предоставят квартиру. Хотя местожительства выбирали для новых репатриантов именно с тем расчетом, что люди не знают ни наших обычаев, ни языка, на иврите не говорят, а в Ноф-ха-Галиле живет много переселенцев из стран бывшего Союза, там даже названия улиц на русском написаны. А что касается жилья, то пойдут работать и смогут снять более комфортную работу. Когда мы с женой приехали в Израиль, тоже несколько лет жили в таком же поселке, состоящем из караванов. Вспоминаем сейчас об этом времени с ностальгией, потому что были молоды».
А вот как помощь Израиля жителям Украины оценивает эксперт в области международного права Владимир Красовицкий:
-- Я считаю, что претензии Зеленского к израильтянам совершенно необоснованны. Начнем с того, что Израиль принял на сегодняшний день более 13 тысяч украинцев, а США, которая заварила всю эту кашу, только 670 человек. Как говорят в Одессе, почувствуйте разницу! Идем дальше. Израиль установил квоту, что он примет 5000 тысяч человек, у которых нет близких родственников в стране, и они не являются евреями. И за эту квоту его сейчас все ругают. Но нельзя не учитывать то, что Израиль – это прежде всего национальное государство. Сначала помогаем своим, потом всем остальным. А своих может быть очень много, у каждого еврея-выходца из стран бывшего СССР обязательно есть родственники в Украине, и не один, и не два. Поэтому Израиль готовится принять таких людей, которые едут к своим родственникам – каждую неделю несколько тысяч. Для беженцев готовят жилье, рабочие места, для детей места в детских садах и школах, стариков и инвалидов стараются сразу устроить в специализированные клиники. Я не знаю ни одно другое государство, которое бы так тщательно продумывало весь спектр такого рода помощи.