Официальный представитель США , на которого ссылается издание The Guardian, заявил, что ракеты были запущены из Ирана рано утром в воскресенье. Один из американских источников заявил, что ни на одном правительственном объекте США не было повреждений и жертв, и что нет никаких указаний на то, что целью было новое здание консульства, которое в настоящее время не занято персоналом. Иракский чиновник в Багдаде сначала заявил, что несколько ракет попали в консульство и что именно оно было целью ракетного обстрела. Позже Лоук Гафари, глава агентства иностранных СМИ Курдистана, заявил, что ни одна из ракет не попала в объект США, но были поражены районы вокруг комплекса.
В прошлом американские силы, дислоцированные в комплексе международного аэропорта Эрбиля, неоднократно подвергались обстрелу ракетами и беспилотниками, – ответственность за эти инциденты представители США возлагают на группы ополченцев, связанных с Ираном, но таких атак не было в течение нескольких месяцев.
Вписывается ли ракетный обстрел Эрбиля в контекст украинского кризиса или же имеет отношение к ожидаемому возвращению к ядерной сделке с Ираном?
«По моему личному мнению, основанному на данных СМИ, инцидент относится, скорее, к сделке, – комментирует старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин. – Хотя судя по материалам СМИ, ракетный удар мог быть очередной местью за убийство более чем два года генерала Корпуса стражей исламской революции, (КСИР) командующего спецподразделением «Кодс» Касема Сулеймани (он был убит в Багдаде 3 января 2020 г. в результате американского авиаудара. – «МК»). Его гибель довольно сильно изменила ситуацию в КСИР и в возможностях секретной службы «Кодс». Конечно, иранцы были взбешены этим и неоднократно заявляли о неотвратимости возмездия. Но если нынешний обстрел был актом мести, было бы логично, если бы он был совершен 3 января, в годовщину смерти генерала. Не думаю, что это была месть за смерть Сулеймани».
Как считает эксперт, сомнительно, что удар по Эрбилю имел отношение к событиям вокруг Украины, поскольку Ближний Восток далек от этой ситуации. С другой стороны, напомнил Владимир Сажин, готовый к подписанию документ о восстановлении Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), из-за выдвижения Россией определенных требования о включении пункта гарантий, что американцы не будут использовать антироссийские санкции в отношениях между Москвой и освобожденным от санкций Тегераном.
«Думаю, все-таки это здесь не главное, хотя и в Соединенных Штатах, и в Исламской Республике Иран есть немало политиков, которые выступают против заключения нового соглашения, – говорит эксперт. – И здесь напрашивается момент: при всех вариантах ситуации с учетом требований России по СВПД все-таки этот документ находится на последней точке перед заключением. Не исключено, что не повлекшие человеческих жертв обстрелы стали своего рода акцией, призванной если не полностью «обнулить» все, что было сделано в Вене, то, во всяком случае, затормозить этот процесс. Если бы атака закончилась жертвами и большими разрушениями, ситуация в корне бы изменилась, и американцы ответили бы уже не пропагандистскими заявлениями, а серьезными действиями. Полагаю, что те иранские деятели, которые выступают против СВПД, этого не хотят – но хотят затормозить ход заключения сделки. Возможно, это был один из их жестов».
Говоря о перспективах достижения новой сделки с Ираном, если Россия откажется поставить свою подпись, Владимир Сажин подчеркнул, что речь идет не столько о договоре, сколько о плане действий, и поэтому участники переговоров занимались поиском равновесия между требованиями Вашингтона и Тегерана – главных акторов процесса. По мнению эксперта, даже если Россия не поставит свою подпись, она не сможет препятствовать заключению соглашения по этому плану. При этом есть и технический вопрос – в соответствии с СВПД 2015 года Россия принимала активное участие в практическом осуществлении задач, которые ставились этим планом (переоборудование ядерного центра в Фордо, вывоз запасов иранского обогащенного урана сверх допустимых объемов, которые может иметь Иран в соответствии с СВПД).
«Конечно, без России практически осуществить работы по выполнению этого плана очень сложно, – считает наш собеседник. В то же время, по его мнению, в этом процессе незаменимых нет, и после заявления российской стороны страны-участницы СВПД ищут замену России в плане выполнения практических работ.
«Самое главное – это договоренность между американцами и иранцами, – полагает Владимир Сажин. – Судя по данным СМИ, текст соглашения уже подготовлен, остались мелочи для согласования. Потому что и Иран очень заинтересован в снятии санкций. И безусловно, Америка тоже заинтересована – тем более, в русле последних событий вокруг антироссийских санкций. Как известно, Вашингтон ввел эмбарго на импорт российской нефти, европейцы тоже составили план постепенного ухода от российских энергоносителей».
Говоря об интересе американцев в новых источниках нефти, эксперт напомнил, что Вашингтон обратился в этой связи даже к враждебной им Венесуэле. А с другой стороны, США в какой-то степени рассчитывают и на иранскую нефть. «Поэтому они заинтересованы, – продолжает Владимир Сажин, – Мне кажется, именно антироссийские санкции в отношении энергоресурсов продвинули переговорный процесс в Вене. Безусловно, России это невыгодно».
Несмотря на то, что и без одобрения России ядерная сделка может быть принята, считает эксперт, это не значит, что иранская нефть прямо потоком польется в Америку, поскольку республиканцы выступают с требованием запретить импорт нефти из Ирана и Венесуэлы. «Но европейцы с большим удовольствием будут закупать иранскую нефть», – резюмирует Владимир Сажин.