Генпрокуратура посчитала, что действия компании по отмене запрета для жителей ряда стран на размещение информации, содержащей призывы к насилию против россиян, нарушают закон. Поэтому Генпрокуратура обратилась и в СК для решения вопроса об уголовном преследовании по части 2 статьи 205.2 УК РФ («Пропаганда терроризма») и пункту «а» части 2 статьи 282 УК РФ («Возбуждение ненависти и вражды с угрозой применения насилия»).
Ответ СК не заставил себя ждать: возбуждено уголовное дело в связи с незаконными призывами к убийствам и насилию в отношении граждан Российской Федерации со стороны сотрудников американской компании Meta. Эти действия, как сообщает Следственный комитет, содержат признаки преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом - публичных призывов к экстремистской деятельности и содействия ей.
Поэтому сомневаться в том, что суд признает Meta Platforms Inc. экстремистской и запретит ее деятельность на территории России, не приходится. Что же ждет в таком случае простых пользователей соцсетей Facebook и Instagram? Пусть даже они не публикуют ничего политического, а просто постят фотографии котиков?
«На мой взгляд, в действиях сотрудников Meta действительно усматриваются действия, предусмотренные статьей 282 УК РФ - разжигание межнациональной розни и так далее, - объясняет адвокат Дмитрий Аграновский. - Это же не всегда могут быть какие-то прямые призывы.
В данном случае это создание условий - сами не размещают призывы, но позволяют это делать. После признания Meta экстремистской организаций, я, как адвокат, никому не советую размещать там свои посты, а еще лучше - удалите оттуда свои аккаунты».
Другие же спикеры не считают, что на использующих Фейсбук и Инстаграм в обычных, «бытовых» целях россиян распространится антиэкстремистское законодательство. Так, Екатерина Мизулина, член ОП РФ, заявила, что «подобные запугивающие сообщения распространяют провокаторы» .
Сенатор Андрей Клишас заявил, что обычным гражданам, которые будут обходить блокировки Facebook и Instagram в России, какие-либо санкции грозить не будут. А вот вопрос с оплатой на этих платформах рекламы остается открытым - будет ли расцениваться покупка ее россиянами как содействие экстремизму?