Консерватор Юн Сок Ёль от Партии народной власти станет следующим президентом Южной Кореи, после того как Ли Джэ Мён из Демократической партии признал свое поражение, сообщает CNN.
В ходе решающего голосования кандидат от оппозиции набрал 48,56% голосов, опередив Ли с 47,83%, при этом было подсчитано 99,99% от общего числа голосов, заявила в четверг Национальная избирательная комиссия Южной Кореи.
Действующему президенту Мун Чжэ Ину не разрешили баллотироваться на второй срок, поскольку в Южной Корее президентство ограничено единственным пятилетним сроком.
В речи в штаб-квартире Демократической партии в Сеуле Ли обвинил самого себя в поражении. «Соотечественники, мы сделали все возможное, но не оправдали ожиданий, — сказал он. – Я хотел бы принести свои извинения многим гражданам страны, которые оставили позади свою повседневную жизнь и были с нами. Спасибо за вашу страстную преданность».
"Это все из-за моих недостатков, – занимался самобичеванием проигравший кандидат. – Это не ваше поражение и не поражение Демократической партии. Вся ответственность лежит исключительно на мне».
Проигравший кандидат Ли великодушно поздравил своего удачливого соперника: «Поздравляю Юн Сок Ёля. Я искренне прошу избранного президента возвестить эру единства и гармонии за пределами разделений и конфликтов».
«Я все еще верю в наш народ. Наши люди были замечательными. Даже во время кризиса COVID-19 вы продемонстрировали высокое чувство демократии при высокой явке избирателей. Пока вы там, Корея будет продолжать двигаться вперед. Я надеюсь, что мы преодолеем кризис COVID-19 как можно скорее и вернемся к нашей повседневной жизни», — сказал Ли.
Триумфатор Юн Сок Ёль пообещал нации единство в своей победной речи. «Теперь конкуренция окончена, и мы должны объединиться ради народа и Республики Корея», — сказал он, добавив: «Сегодняшний результат — это победа великих людей».
Как отмечает POLITICO, Юн одержал «тонкую, как бритва, победу». В его кампании опасения по поводу имущественного неравенства и безработицы сочетались с растущей общественной антипатией к Китаю. Победа Юна дает ему политический капитал для переориентации внешней политики Сеула на более тесные связи с США и Японией, чтобы противостоять растущему влиянию Пекина в регионе.
Как рассказывает CNN, Юн Сок Ёль - новичок в политике, последние 27 лет своей карьеры он проработал в прокуратуре. Он начал свою политическую карьеру после того, как работал главным прокурором, руководившим громкими расследованиями коррупционных скандалов, от которых страдали помощники президента Муна.
Победа Юна возвращает корейское правительство в руки консерваторов, более чем через пять лет после того, как представитель консервативного лагеря Пак Кын Хе была привлечена к уголовной ответственности из-за собственного коррупционного скандала.
Как пишет The Guardian, Юн, который в ходе избирательной кампании надеялся извлечь выгоду из общественного недовольства по поводу роста цен на жилье в Сеуле, неравенства доходов и безработицы среди молодежи, обещал что будет решать растущие экономические проблемы с дозой фискального консерватизма, включая сокращение минимальной заработной платы и снятие ограничения рабочего времени.
Как общепризнанный «антифеминист» он пообещал упразднить министерство гендерного равенства, утверждая, что южнокорейские женщины не подвергаются системной дискриминации, несмотря на многочисленные доказательства обратного, отмечает The Guardian.
Политик также пообещал решить жилищный кризис с помощью налоговых льгот, пообещал поддержать малый бизнес и самозанятых, а также призвал частный сектор создавать рабочие места и строить миллионы новых домов.
Победителю Юну придется иметь дело с угрозой со стороны Северной Кореи, ростом напряженности в отношениях между США и Китаем и провести Южную Корею через следующий этап пандемии COVID-19.
Команда Юна заявила, что новый президент возобновит переговоры с Пхеньяном, повысив при этом сдерживающие возможности Южной Кореи, что может включать покупку дополнительной системы противоракетной обороны США, несмотря на критику со стороны Китая.
Как отмечает POLITICO, администрации Джо Байдена придутся по вкусу ключевые элементы внешнеполитической платформы нового южнокорейского президента, в том числе приобретение высокотехнологичных систем противоракетного вооружения и намерение присоединиться к США, Австралии и Японии в региональной геостратегической группировке под названием The Quad. Но такая политика рискует вызвать враждебность со стороны Китая и привести к ужесточению текущих экономических санкций против Южной Кореи за участие в возглавляемой США программе противоракетной обороны THAAD.
«Общественное мнение в Корее очень антикитайское из-за связанных с THAAD санкций и присвоения Китаем южнокорейской культуры на зимних Олимпийских играх. Так что у Юна есть возможность быть более жестким по отношению к Китаю», — утверждает эксперт Виктор Ча, бывший директор по делам Азии в Совете национальной безопасности.
Опубликованный в январе опрос общественного мнения Корейского института национального объединения показал, что 70 процентов южнокорейцев воспринимают Китай как «самую большую угрозу безопасности» (естественно, не считая Северной Кореи). Китай еще больше разжег южнокорейские националистические страсти, когда на церемонии открытия Олимпийских игр 2022 года в Пекине была представлена молодая китаянка в традиционной корейской одежде ханбок.
Юн Сок Ёль сделал Китай ключевой частью своей кампании, рассказывает POLITICO. Он обвинил администрацию уходящего президента Мун Чжэ Ина в том, что она «поддалась китайскому экономическому возмездию за счет интересов собственной безопасности», и призвал Южную Корею более тесно согласовывать свою внешнюю политику с Японией и США.
Ответ Китая на развертывание на юге Корейского полуострова ракетной системы THAAD в 2016 году — включал запреты на импорт различных потребительских товаров. К концу 2020 года санкции стоили Южной Корее экономических потерь примерно в 7,5 миллиардов долларов.
«В отличие от предыдущих корейских правительств, которые пытались балансировать между США и Китаем, Юн определенно склонится в сторону США, а не Китая, и будет активно участвовать в стратегии Индо-Тихоокеанского региона, — прогнозирует Ким Хён Ук, профессор американских исследований в Корейская национальная академия дипломатии. – Позиция Юна разделит геостратегическую картину Северо-Восточной Азии между Китаем/Северной Кореей и Кореей/Японией/США».
Как полагает POLITICO, новый президент Южной Кореи должен будет сбалансировать свой обещанный поворот в сторону более тесных связей с США и Японией и откалибровать свою риторику в отношении Китая, чтобы снизить риски возможных репрессалий китайского правительства за резкие изменения политики.
У Китая огромные экономические рычаги воздействия на Южную Корею, поэтому вряд ли президент Юн может позволить себе вести себя агрессивно против Китая, считают эксперты.
Напомним, что еще при нынешнем президенте Мун Чжэ Ине Сеул присоединился к антироссийским санкциям в связи с украинским кризисом, а Республика Корея была внесена в составленный российскими властями список «недружественных стран». Похоже, что и при новом президенте, ориентированном на сотрудничество с США и соперничество с Китаем, Москве не стоит ждать более мягкой позиции южнокорейского руководства.