Смертная казнь вернет Россию в средневековье

Государство во всех своих ипостасях должно быть нравственным

Спецоперация российской армии в Украине вызвала множество ожидаемых и неожиданных последствий. Одно из них — высказывание заместителя председателя Совета безопасности России Дмитрия Медведева. Он назвал случившееся накануне приостановление членства в Совете Европы и ПАСЕ неплохим поводом хлопнуть дверью и восстановить ряд важных институтов для предотвращения особо тяжких преступлений в стране. Цитирую: «Типа смертной казни для опаснейших преступников, которая, кстати, активно применяется в США и Китае».

Государство во всех своих ипостасях должно быть нравственным

Прежде всего хотелось бы получить ответ на вопрос, каких именно особо тяжких преступников предлагается казнить. До сих пор время от времени звучащие призывы отменить мораторий на применение и исполнение смертной казни игнорировались законодателем. Неужто острая реакция Европейского сообщества на спецоперацию в Украине оказалась достойным поводом для столь крутого крена судебной политики? Неужели в нашем законодательстве недостаточно препятствий для противодействия этому сползанию в средневековье?

Сомнения в наличии сдерживающих барьеров незадолго до наступления 2022 года высказал авторитетнейший юрист Валерий Зорькин, председатель Конституционного суда РФ. В своей книге «Конституционное правосудие: процедура и смысл» он пишет: «То обстоятельство, что Конституционный суд принял решение, делающее невозможным применение смертной казни в России на данном историческом этапе ее развития, не исключает возможности возврата к этой мере наказания в будущем. Ведь, как верно замечено, пока есть умышленные убийства, вопрос о применении смертной казни не может быть полностью закрыт».

Казалось бы, высказывание зампреда Совбеза соответствует теоретическому положению ученого. Однако толковать эти фразы из книги Зорькина как признание допустимости восстановления смертной казни в законодательстве и судебной практике не стоит. Зорькин говорит о возможности восстановления смертной казни с позиций ее противника. Приведенные слова — это предупреждение об опасности, предупреждение человека, который эту опасность видит и надеется ее предотвратить: «...многое зависит от общей правовой ситуации в стране, от того, насколько далеко мы сможем продвинуться в деле создания того прочного, уверенного в себе правопорядка, который позволит удержать сделанную нами уступку, отход от требований правового принципа равенства. Очень надеюсь, что сделанный нашей страной отход от права в сторону тех нравственных и религиозных воззрений, которые стоят на позициях принципиального отказа от смертной казни, пройдет для России успешно».

Основания для сомнений есть. Смертная казнь в законе осталась. Мораторий на ее применение был объявлен Конституционным судом по процессуальным основаниям: по Конституции, смертная казнь могла применяться только по рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Такой суд на момент обращения в КС по этому вопросу в России был образован не во всех субъектах Федерации, и это создавало недопустимое неравенство подсудимых. Мораторий был объявлен на время до того, как суд присяжных заработает на всей территории. Это время в конце концов наступило. Тогда Верховный суд РФ обратился в Конституционный суд с ходатайством о разъяснении: продолжает ли в новых условиях действовать мораторий на применение смертной казни. КС разъяснил, что смертная казнь применяться судами все равно не может, но теперь уже по иным основаниям: Россия присоединилась к Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, что было обусловлено в том числе и отказом от применения смертной казни в мирное время. Кроме того, Россией подписан протокол №6 к Европейской конвенции о неприменении смертной казни. Протокол этот до сих пор не ратифицирован, но в силу ст. 18 Венецианской конвенции о международных договорах государство, подписавшее договор (в данном случае протокол №6), принимает на себя обязательство этот договор до его ратификации соблюдать. Таким образом, правовые основания, на которых держится отказ России от применения смертной казни, носят временный характер. Приостановление членства России в Совете Европы Россию от принятых на себя за рамками членства обязательств не освобождает.

В Государственную думу вносился законопроект о ратификации протокола №6, но Думой рассмотрение его было отложено как якобы несвоевременное. В то же время, депутатами Думы вносились предложения об отмене моратория на смертную казнь. Пока эти предложения остаются также не рассмотренными. При таком ландшафте парламентской жизни опасения профессора Зорькина не кажутся безосновательными.

В то же время аргументация профессора, на мой взгляд, вызывает возражения. Профессор Зорькин в своих оценках смертной казни как вида уголовного наказания исходит из положений признанных с давних пор авторитетов: Канта, Гегеля и наших соотечественников — Б.Н.Чичерина и В.С.Нерсисянца. Все четверо в своих теоретических построениях исходили из того, что уголовное наказание является отрицанием преступления, которое есть отрицание права. Отрицание отрицания. Эта позиция приводит каждого из них, а вслед за ними и В.Д.Зорькина, к выводу о том, что уголовное наказание должно быть равно преступлению — равным за равное, jus talionis.

«Уравновесить» умышленное убийство, т. е. лишение жизни, может (и должно) тоже лишение жизни, т. е. смертная казнь.

Не хочу вступать в полемику с Кантом и Гегелем, но и основывать свои выводы на их теоретических построениях в XXI веке не считаю возможным. Не случайно же в демократическом обществе при назначении уголовных наказаний господствует не принцип равенства причиняемых наказанием преступнику страданий тем страданиям, которые он сам причинил потерпевшему. Такая уравниловка возможна далеко не всегда: как и чем уравнять вред (тяжесть) половых преступлений, злоупотреблений должностными полномочиями, членовредительства разного рода? Принцип «равным за равное» реально осуществим в случаях применения наказаний за преступления против собственности, да и то не всегда. И что же это тогда за принцип, если он не является всеобщим и имеет весьма ограниченное применение? Как личность преступника не исчерпывается тяжестью совершенного им преступления, так и наказание не может быть сведено только к определенной степени его суровости. Человек, наказанный строже, чем надо для его исправления, будет либо озлоблен несправедливостью приговора, либо запуган. Озлобление, направленное против приговора, суда и закона, против общества в целом, — бесспорно плодотворнейшая почва для любых новых преступлений. Люди, которым общество отказывает в человеческом к ним отношении, не станут относиться к обществу по-человечески.

Легко любить «человека вообще», красиво выступать с трибун (в том числе и парламентских) с проповедями о защите прав абстрактного человека. А как согласуется с этими проповедями отношение к осужденным как к средству для запугивания других людей, еще не совершивших, но, может быть, задумавших совершить преступление? Какое право мы имеем наказывать человека ради того, чтобы запугать других. Такой подход основан на отношении к подсудимым как к людям, не имеющим души и совести, не обладающим чувством собственного достоинства. Наказание должно быть направлено на усиление этих свойств человека, а не на их подавление, что происходит в результате ориентации на причинение физических страданий, унижение чести и достоинства и максимальное ограничение бытовых удобств.

Применение жестоких наказаний ужесточает общественную мораль, огрубляет ее и тем самым служит питательной средой для неуважения к человеческой личности, а значит, и к совершению преступлений разного рода. Периоды роста преступности, увеличение в общем массиве преступлений тяжких, особенно насильственных, как правило, совпадают с периодами ужесточения практики применения уголовных наказаний. От жестоких наказаний общество не становится мягче и человечнее. Жестокостью нельзя победить жестокость. В этом тандеме за рулем всегда остается государство.

Наказание существует в возмездной форме, поскольку назначается виновному за совершенное им деяние и соразмерно содеянному. Уголовное наказание по своему содержанию есть ограничение либо лишение осужденного определенных прав, оно не может не делать жизнь дискомфортной. Наказание умаляет достоинство осужденного, что вызывает у него переживания, порой весьма острые. Эти переживания и страдания должны восприниматься осужденным как неотъемлемые последствия преступления. Устойчивая связь наказания с преступлением и есть те структуры в сознании наказанного, которые должны препятствовать возникновению общественно опасных установок.

Государство не должно опускаться до уровня преступника, оно может наказывать, но ни в коем случае не должно мстить. И, возвращаясь к упомянутому в начале этих заметок высказыванию Д.А.Медведева, государство во всех своих ипостасях должно быть нравственным. Даже когда любые международные организации отказывают в сотрудничестве, это недопустимо использовать как повод для хлопанья дверьми и возвращения к средневековым способам решения внутренних проблем.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28738 от 9 марта 2022

Заголовок в газете: Смертная казнь как возвращение в средневековье

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру